Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Почему Вход Господень в Иерусалим в русской традиции стали называть Вербным воскресеньем

Вербное воскресенье – один из важнейших Господских праздников в календаре православных христиан, который выпадает на шестое воскресенье поста. Для верующих этот день знаменуется евангельским воспоминанием о том, как Господь вошел в Иерусалим. Дата эта переходящая, каждый год разная и зависит от Пасхи. С Вербного воскресения берет начало Страстная седмица – завершающая неделя Великого поста.

Содержание
  1. Воскрешение Лазаря
  2. История праздника
  3. Богослужение праздника

Воскрешение Лазаря

За день до Входа Господа в Иерусалим произошло чудо – Иисус воскресил друга Лазаря из Вифании. Евангелие от Иоанна торжественно повествует нам об этом событии. Весной в Иерусалим стекались паломники для встречи главного религиозного праздника – Песаха (ветхозаветной Пасхи). Сюда же держит путь и Сын Божий со Своими апостолами. В это время Лазарь, который был любимым другом Спасителя, внезапно заболел. Марфа и Мария, старшие его сестры, сейчас же возвестили об этом Иисуса Христа. Лазарь вскоре преставился и его похоронили. Господь же смог посетить вифанийскую семью лишь через четыре дня. Таков был промысел Божий. Но Марфа не могла утешиться, считала, что если бы Иисус во время болезни Лазаря был рядом, то тот бы не умер.

Спаситель и Сам был безмерно опечален вестью о кончине друга. Но на возмущенные речи Марфы сказал только, что Лазарь непременно воскреснет, и направился к пещере, где Его друг нашел последнее пристанище.

Отодвинули камень от входа, а Господь крепко помолился и воскликнул: «Лазарь, иди вон!». И Лазарь встал в гробу, в котором пробыл бездыханным четыре дня, весь опутанный погребальными пеленами. Спаситель и раньше воскрешал мертвых, но именно это чудо вызвало потрясение у всех присутствующих. В этот момент во Христа уверовали многие, будучи свидетелями этого события. Потому что умерший Лазарь уже был похоронен по христианской традиции и четыре дня пробыл во гробе, появился даже запах тления бренного тела, а после возгласа Господа воскрес, будто и не умирал вовсе. В честь Лазаря этот день назван Лазаревой субботой.

На следующий день Спасителя встречали как победителя тысячи и тысячи паломников, собравшихся перед празднованием ветхозаветной Пасхи в Иерусалиме. Книжники и первосвященники же снова искали любого повода, чтобы умертвить Иисуса Христа. Их очень раздражала и вызывала лютую ненависть растущая среди христиан вера в Сына Божьего. Решили они заодно убить и воскресшего Лазаря. Но Лазарю удалось бежать, а впоследствии он удостоился стать первоепископом острова Кипр.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим торжественно описан во всех четырех Евангелиях. Господь благословил апостолам Своим привести ослицу с осленком, на котором ни разу не сидел человек. Ученики нашли такого осла и постелили на него сверху свои одежды, чтобы Господь смог сесть поверх них. Люди, прознавшие о чудесном воскрешении мертвого Лазаря, постилали на пути Христа одежды свои и бросали срезанные пальмовые ветви. Улицы утопали в великом ликовании и радости. Все встречали Сына Божьего и восклицали:

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних, Царь Израилев!»

Ослица и осленок, на котором никогда не сидел человек, являли собой символ ветхозаветного Израиля и язычников, что приняли веру Христову. Евангелие обращает наше внимание на то, что Спаситель, будучи Сыном Давидовым, входит в Иерусалим на молодом осле, ведь Давид также поступил после того, как победил Голиафа.

Господь же держал путь в Иерусалим не для захвата царского престола и земной власти или освобождения евреев от захвативших их римлян, хотя народ и восторгался им как великим победителем. Все надеялись на то, что восстановится иудейское государство в былой славе и могуществе. Но Он уже знал, что впереди страдания и крестная смерть, ведь спустя несколько дней снова соберутся толпы, но на этот раз те же самые люди будут криками отвечать на вопрос Понтия Пилата: «Распни, распни Его!».

История праздника

Празднование Входа Господня в Иерусалим берет истоки со времен первых христиан. Святитель Мефодий Патарский упомянул его в своем поучении еще в третьем веке. Великие старцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в четвертом веке, описали это в своих святых трудах. В них рассказывается о том, что праздник сей необходимо совершать торжественно. Все верующие должны были в этот день участвовать в богослужении и крестном ходе с пальмовыми ветвями в руках.

Пальма для еврейского народа является символом веселья и торжества, поэтому ветви именно этого дерева клали в ноги Спасителя во время Входа Его в Иерусалим, из-за чего в южных городах праздник назвали неделей ваий или пальмовой. На Руси в период праздника пышно распускается верба, поэтому про это событие так и стали говорить – Вербное воскресение.

В храмах после чтения Евангелия священники освящают веточки вербы, которые потом раздают прихожанам. Прошлогодние освященные вербы не рекомендуется выбрасывать – их можно отдать в любую церковь на сжигание.

Разные растения могут быть выбраны верующими, в зависимости от климатических условий местности, где они проживают. Христиане в Грузии, к примеру, освящают в своих храмах ветки самшита. Используются и другие растения – ива, ракита. Считается, что самое главное – это быть с Господом сердцем своим и мыслями. И нет никакой разницы, какие ветки освящать.

В этот день православным разрешено вкушать рыбные блюда, а за день, в Лазареву субботу, благословляется полакомиться икрой.

Богослужение праздника

В стихирах праздниках особое внимание уделяется смирению Сына Божьего, ведь Он скромно шествует на бессловесном ослике, несмотря на восторженные крики встречавших Его.

Текст праздничной службы передает нам значение событий, две тысячи лет назад происходивших в Иудее, исполнение ветхозаветных пророчеств. Первая паремия предсказывает сыну Иуды о том, что из его рода появится Примиритель (то есть, Иисус Христос). Торжество Сиона и радость Израиля о том, что по их земле ходит Господь, Царь Израилев, пророчествуется в следующей паремии. Торжественный Вход Господа в Иерусалим содержится в третьей паремии. Истинная радость Израиля, ставшего свидетелем великого Входа Господня в Иерусалим, и зависть книжников и фарисеев, первосвященников, возненавидевших торжество Царя Израилева, воспеты в каноне празднику. Провозглашается призыв к прославлению Сына Божьего, вступившего на вольный и спасительный путь крестных страданий за наши грехи.


Source: https://lib.zaplata.ru/p/pochemy-vhod-gospoden-v-ierysalim-v-rysskoi-tradicii-stali-nazyvat-verbnym-voskresenem.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Поклоны

Тот, кто регулярно бывает в храме на службе, заметил, что все прихожане кланяются. Конечно, возникает вопрос: зачем придуманы...

Сретение Господне

Сретение Господне – это один из двенадцати великих праздников христианского календаря, обозначающий встречу Господа Иисуса Христа с праведными...

В чем отличие между монастырями и храмами

Монастыри играют существенную роль в истории и жизни Православной Церкви. Первые монастырские общины появились ещё в IV веке,...

Введение во храм Пресвятой Богородицы

В конце первой недели рождественского поста, Церковь вспоминает Введение во Храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Это двунадесятый...

Неделя четвертая по Пасхе – о расслабленном

Переходящий праздник, который бывает на третье воскресенье после Пасхи, посвящен чуду исцеления Христом расслабленного. В этот день читается...

Воздержание

Мы сегодня поговорим о том, что такое воздержание. Это не просто умеренность или самоконтроль, это искусство духовного усилия,...

Первое и второе обретения главы Пророка и Предтечи

Церковь всего отмечает три обретения честной главы Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя. Первое и второе обретение празднуются в...

Преображение Господне (Яблочный Спас)

Второй праздник Спаса из трех, которые празднуются в августе, называется в народе «яблочным». В этот день отмечается церковный...

Крестное знамение

В настоящее время все православные, посещающие храм регулярно, знают, что такое крестное знамение, и как его совершать. Но...

Омофор

Омофор — это греческое слово, обозначает “носимый на плечах”. Другие названия — нарамник (рамена — плечи), мафорий. В...

Светлая седмица

После праздника Светлого Христова Воскресения наступает Светлая седмица. Это – продолжение праздника, которого так долго ждали православные. В...

Как освящаются воды на Крещение Господне, Богоявление

Праздник Богоявления – один из великих праздников христианской Церкви, наряду с Пасхой и Пятидесятницей. Название праздника свидетельствует о...

Таинство брака (Венчание)

Одно из семи церковных Таинств, служащее для благословения новосозданной семьи. Раньше, когда церковь была соединена с государством, это...

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

20 мая по новому стилю Церковью празднуется Явление на небе креста Господня. Но немногие знают, что это за...

Панихида

Панихида – это особое богослужение в православной традиции, проводимое в память усопших. Во время панихиды верующие совершают молитвы...

Четки

В православной традиции четки занимают особое место как молитвенный инструмент и предмет духовной практики. Четки, также известные как...

Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения относится к двунадесятым, так как имеет непосредственное отношение к земной жизни Иисуса Христа и Его Пресвятой...

Покаяние и исповедь: смысл, порядок и правила

Покаяние и исповедь являются неотъемлемой частью православной духовной практики. Верующий, обратившись к этим святым таинствам, стремится очистить свое...

Великий пост: смысл, правила и духовное значение

Великий пост – особенный период в жизни каждого православного христианина, предваряющий светлый праздник Пасхи – Воскресение Христово. Это...

Алтарь (Алтарное пространство)

Алтарь (Алтарное пространство) в православном христианстве представляет собой главную часть православного храма, наделенную особым сакральным смыслом и пользующуюся...