Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Почему Вход Господень в Иерусалим в русской традиции стали называть Вербным воскресеньем

Вербное воскресенье – один из важнейших Господских праздников в календаре православных христиан, который выпадает на шестое воскресенье поста. Для верующих этот день знаменуется евангельским воспоминанием о том, как Господь вошел в Иерусалим. Дата эта переходящая, каждый год разная и зависит от Пасхи. С Вербного воскресения берет начало Страстная седмица – завершающая неделя Великого поста.

Содержание
  1. Воскрешение Лазаря
  2. История праздника
  3. Богослужение праздника

Воскрешение Лазаря

За день до Входа Господа в Иерусалим произошло чудо – Иисус воскресил друга Лазаря из Вифании. Евангелие от Иоанна торжественно повествует нам об этом событии. Весной в Иерусалим стекались паломники для встречи главного религиозного праздника – Песаха (ветхозаветной Пасхи). Сюда же держит путь и Сын Божий со Своими апостолами. В это время Лазарь, который был любимым другом Спасителя, внезапно заболел. Марфа и Мария, старшие его сестры, сейчас же возвестили об этом Иисуса Христа. Лазарь вскоре преставился и его похоронили. Господь же смог посетить вифанийскую семью лишь через четыре дня. Таков был промысел Божий. Но Марфа не могла утешиться, считала, что если бы Иисус во время болезни Лазаря был рядом, то тот бы не умер.

Спаситель и Сам был безмерно опечален вестью о кончине друга. Но на возмущенные речи Марфы сказал только, что Лазарь непременно воскреснет, и направился к пещере, где Его друг нашел последнее пристанище.

Отодвинули камень от входа, а Господь крепко помолился и воскликнул: «Лазарь, иди вон!». И Лазарь встал в гробу, в котором пробыл бездыханным четыре дня, весь опутанный погребальными пеленами. Спаситель и раньше воскрешал мертвых, но именно это чудо вызвало потрясение у всех присутствующих. В этот момент во Христа уверовали многие, будучи свидетелями этого события. Потому что умерший Лазарь уже был похоронен по христианской традиции и четыре дня пробыл во гробе, появился даже запах тления бренного тела, а после возгласа Господа воскрес, будто и не умирал вовсе. В честь Лазаря этот день назван Лазаревой субботой.

На следующий день Спасителя встречали как победителя тысячи и тысячи паломников, собравшихся перед празднованием ветхозаветной Пасхи в Иерусалиме. Книжники и первосвященники же снова искали любого повода, чтобы умертвить Иисуса Христа. Их очень раздражала и вызывала лютую ненависть растущая среди христиан вера в Сына Божьего. Решили они заодно убить и воскресшего Лазаря. Но Лазарю удалось бежать, а впоследствии он удостоился стать первоепископом острова Кипр.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим торжественно описан во всех четырех Евангелиях. Господь благословил апостолам Своим привести ослицу с осленком, на котором ни разу не сидел человек. Ученики нашли такого осла и постелили на него сверху свои одежды, чтобы Господь смог сесть поверх них. Люди, прознавшие о чудесном воскрешении мертвого Лазаря, постилали на пути Христа одежды свои и бросали срезанные пальмовые ветви. Улицы утопали в великом ликовании и радости. Все встречали Сына Божьего и восклицали:

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних, Царь Израилев!»

Ослица и осленок, на котором никогда не сидел человек, являли собой символ ветхозаветного Израиля и язычников, что приняли веру Христову. Евангелие обращает наше внимание на то, что Спаситель, будучи Сыном Давидовым, входит в Иерусалим на молодом осле, ведь Давид также поступил после того, как победил Голиафа.

Господь же держал путь в Иерусалим не для захвата царского престола и земной власти или освобождения евреев от захвативших их римлян, хотя народ и восторгался им как великим победителем. Все надеялись на то, что восстановится иудейское государство в былой славе и могуществе. Но Он уже знал, что впереди страдания и крестная смерть, ведь спустя несколько дней снова соберутся толпы, но на этот раз те же самые люди будут криками отвечать на вопрос Понтия Пилата: «Распни, распни Его!».

История праздника

Празднование Входа Господня в Иерусалим берет истоки со времен первых христиан. Святитель Мефодий Патарский упомянул его в своем поучении еще в третьем веке. Великие старцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в четвертом веке, описали это в своих святых трудах. В них рассказывается о том, что праздник сей необходимо совершать торжественно. Все верующие должны были в этот день участвовать в богослужении и крестном ходе с пальмовыми ветвями в руках.

Пальма для еврейского народа является символом веселья и торжества, поэтому ветви именно этого дерева клали в ноги Спасителя во время Входа Его в Иерусалим, из-за чего в южных городах праздник назвали неделей ваий или пальмовой. На Руси в период праздника пышно распускается верба, поэтому про это событие так и стали говорить – Вербное воскресение.

В храмах после чтения Евангелия священники освящают веточки вербы, которые потом раздают прихожанам. Прошлогодние освященные вербы не рекомендуется выбрасывать – их можно отдать в любую церковь на сжигание.

Разные растения могут быть выбраны верующими, в зависимости от климатических условий местности, где они проживают. Христиане в Грузии, к примеру, освящают в своих храмах ветки самшита. Используются и другие растения – ива, ракита. Считается, что самое главное – это быть с Господом сердцем своим и мыслями. И нет никакой разницы, какие ветки освящать.

В этот день православным разрешено вкушать рыбные блюда, а за день, в Лазареву субботу, благословляется полакомиться икрой.

Богослужение праздника

В стихирах праздниках особое внимание уделяется смирению Сына Божьего, ведь Он скромно шествует на бессловесном ослике, несмотря на восторженные крики встречавших Его.

Текст праздничной службы передает нам значение событий, две тысячи лет назад происходивших в Иудее, исполнение ветхозаветных пророчеств. Первая паремия предсказывает сыну Иуды о том, что из его рода появится Примиритель (то есть, Иисус Христос). Торжество Сиона и радость Израиля о том, что по их земле ходит Господь, Царь Израилев, пророчествуется в следующей паремии. Торжественный Вход Господа в Иерусалим содержится в третьей паремии. Истинная радость Израиля, ставшего свидетелем великого Входа Господня в Иерусалим, и зависть книжников и фарисеев, первосвященников, возненавидевших торжество Царя Израилева, воспеты в каноне празднику. Провозглашается призыв к прославлению Сына Божьего, вступившего на вольный и спасительный путь крестных страданий за наши грехи.


Source: https://lib.zaplata.ru/p/pochemy-vhod-gospoden-v-ierysalim-v-rysskoi-tradicii-stali-nazyvat-verbnym-voskresenem.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Арианство

Арианство – это доктрина, возникшая в IV веке, основанная на учениях Ария, александрийского священника. Основной аспект арианства –...

Амвон

Термин «амвон» происходит от греческого слова ἄμβων (ambōn), что означает «подъем», «возвышение». В античные времена это слово использовалось...

Различия между понятиями «церковь» и «храм»

В религиозном контексте термины «церковь» и «храм» часто используются как синонимы, однако они имеют разные значения и нюансы....

Седмица третья Великого поста

Седмица третья Великого поста посвящена крестным страданиям Господа нашего Иисуса Христа. В субботу третьей седмицы совершается поминовение усопших,...

Важность благодарственной молитвы

Важность благодарственной молитвы является одной из основ христианского учения. Сам Господь научил нас благодарить за все, что нам...

Правила поведения во время Исповеди

Исповедь – это Таинство Покаяния (стремление к изменению своей души), при котором получают невидимое очищение от грехов Самим...

Духовные отцы и старцы: их роль в жизни Церкви и верующих

В православной традиции особое место занимают понятия «духовный отец» и «старец». Духовный отец – это священник или монах,...

Таинства церкви: смысл и значение для верующих

Таинство в православной церкви представляет собой священное действие, в котором верующие получают невидимую благодать Божию через видимые символы...

Неделя третья по Пасхе: святых Жен-мироносиц

Этот праздник – переходящий, отмечается всегда во второе воскресенье после Пасхи. В этот день также бывает память святого...

Цвета облачения священников

Люди, часто посещающие храм, заметили наверняка, что священники всегда служат в облачениях различного цвета. Почему такое бывает, и...

Домашняя молитва

Молитва, как известно, бывает общественная и домашняя. Первая возносится в храме всеми присутствующими, а домашняя – это частная...

Таинство причащения (Евхаристия)

Самое главное из семи церковных Таинств, которому другие Таинства служат подготовкой. А также весь ежедневный церковный круг служб...

Покаяние и исповедь: смысл, порядок и правила

Покаяние и исповедь являются неотъемлемой частью православной духовной практики. Верующий, обратившись к этим святым таинствам, стремится очистить свое...

Аваддон

«Аваддон» – термин, встречающийся в Священном Писании, который пробуждает интерес и многочисленные вопросы среди православных христиан. Он ассоциируется...

Рождественский пост

Часто слышишь: “ну почему эти православные такие унылые, всё у них не как у людей. Вот праздники скоро,...

Какие основные православные праздники следует знать и праздновать?

В православной традиции существует множество праздников, однако основные и наиболее значимые из них следует знать и праздновать каждому...

Рождество Христово

Событие, которое произошло более двух тысяч лет назад, перевернуло историю человечества. Это было поистине великое событие, которое вспоминают...

Покров Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — один из самых любимых на Руси праздников. С ним связано много народных примет....

Сырная седмица (Масленица)

Вслед за мясопустной неделей наступает последняя седмица перед Великим постом, которая называется «Сырной». Такое название она получила, потому...

Неделя 5-я по Пасхе о самарянке

Пятая неделя по Пасхе носит название «Неделя о самаряныне». Кто такая эта женщина, в честь которой был назван...