Интересное

Традиции празднования Рождества Христова в разных регионах России

Рождество Христово – один из великих христианских праздников. В этот день оканчивается Филиппов пост, названный в честь памяти апостола Филиппа, и начинается время разговения. Время поста можно назвать временем ожидания прихода в мир Христа-Спасителя. Подобно тому, как волхвы, восточные мудрецы, шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Богомладенца Иисуса Христа, неся Ему дары, так и мы, соблюдая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары.

Содержание
  1. Подготовка к празднику. Рождественский сочельник
  2. Разнообразие традиций празднования светлого Рождества Христова
  3. Богословский смысл Рождества Христова

Подготовка к празднику. Рождественский сочельник

Обычно перед праздником Рождества совершается Рождественский Сочельник – день очень строгого поста, когда верующие вкушают лишь сочиво – специальное блюдо, состоящее из пшеницы с медом. Отсюда и появилось название «сочельник». Значение Сочельника имеет глубокий духовный смысл – это время подготовки к Рождественской службе, исповеди и Причастию.

По народной традиции, после вечерней службы вся семья собирается за столом, на котором ставят двенадцать различных блюд в честь двенадцати апостолов – учеников Христовых. В домах ставится елка – символ вечной жизни, которую даровал нам Христос. Традиция украшать дом елью пришла в Россию из Германии – там она укоренилась еще в XVI столетии, а в Россию пришла в XVIII веке по указу императора Петра Первого. Став традиционным символом Рождества Христова, звезда, которой мы увенчиваем наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде, которая вела волхвов к Богомладенцу, указывая им путь.

В Навечерие Рождества, в Рождественский сочельник сохранилась еще одна народная традиция: ставить перед окном на подоконнике горящую свечу, символизирующую свет Христовой истины, ожидание пришествия в мир Спасителя. Подобно Вифлеемской звезде, она горит и освещает путь идущим ко Христу людям. Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в доме ожидают пришествие Христа.

В канун Рождества совершается Всенощное бдение с Великим повечерием, где поются и читаются ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе – Мессии, Спасителе рода человеческого. Около полуночи начинается утреня по чину великих праздников: поют отрывки из Евангелия о Рождестве и канон «Христос рождается – славьте!» – один из самых красивых в православном богослужении. Затем совершается праздничная Божественная литургия святого Иоанна Златоуста.

Ночь перед Рождеством и период до кануна праздника Крещения в русской традиции именовались Святками. Поскольку в раннехристианский период праздник Рождества Христова и Крещения праздновались в один день, но затем разделились, то период с 25 декабря по 19 января считался праздничным – в эти дни проводились массовые гуляния, народ, прославляя Иисуса Христа, ходил по домам, даря подарки, сопровождая посещение радостными песнопениями в честь родившегося Богомладенца Иисуса Христа. Подарки, которые дарят друг другу в этот день, также имеют символический смысл.

В Древней Руси праздник Рождества Христова был введен великим князем Владимиром. К этому времени уже многие русичи были знакомы с христианством, и их число стремительно увеличивалось. Вместе с тем, вчерашние язычники, приняв новую веру, не имея достаточного образования, сохраняли некоторые языческие традиции, пытаясь приспособить их к христианству.

Очень ярко эти традиции проявились в празднование Рождества Христова, совпав с празднованием языческого бога Коляды. Этот бог почитался славянами издревле, а его культ был распространен в Польше, Чехии, Болгарии, у народов Закарпатья. Коляда символизировал начало зимнего солнцестояния – его празднование означало начало нового цикла, возрождение жизненной силы природы. День начинал прибывать, а, значит, прибывала и сила природы. Отсюда и появилось колядование – прославление Коляды. С принятием Русью христианства оно изменило свое содержание – в песнопениях стали прославлять Иисуса Христа – Солнце правды, Спасителя рода человеческого, а сами участники колядований стали именоваться Христославами.

Колядование начиналось с вечерних обходов и шло сутки. Для этого собирали компанию мужчин, детей, стариков, которую возглавлял опытный колядник. Позднее к ним присоединялись и женщины. Состояло колядование из трех этапов: первый этап – это сбор группы, выбор костюмов, спевки; второй – колядный обход, когда группа собиралась в доме и потом начинала обход по селу, получение даров, и заключительный этап – общая трапеза[1].

От языческой традиции сохранился обычай наряжаться в диких зверей: так, Коляду изображали в виде козла, из соломы делали фигуру лошади, на которую сажали мальчишку, наряженного в горбатого старичка. Горбун пришел из Западной Европы из фольклора дохристианской эпохи. Считается, что он посещает непослушных детей. Именовался он Крампус и олицетворял собой злого духа зимы. В праздник Рождества Христова Крампус навещает семьи в паре с Санта-Клаусом и наказывает маленьких детей за непослушание.

Особенно ярко традиция празднования Рождества Христова проявилась на юге России, Украине, Кубани и в других областях Южной Руси. Накануне праздника и в Святки ряженые ходили по домам, пели песни и колядки-пожелания, а взамен получали угощения. В деревнях также был распространен обычай сожжения соломенного стога, который сооружали во дворе. Считалось, что в эти минуты у костра собирались умершие предки, чтобы погреться; их умилостивление способствовало хорошему урожаю.

Еще одна традиция, оставшаяся от язычества и распространенная на Севере и в центральной России: бросать за забор дома еду для диких зверей. Считалось, что тогда хищные звери не будут нападать на хозяйский дом и красть домашнюю скотину. Также сохранилась традиция стелить на рождественский стол солому, а потом гадать на ней: из настланной соломы наугад тянули веточку. Длинная соломинка обещала хороший урожай, напротив, короткая – плохой.

Девушки гадали на женихов: бросали валенок – в какую сторону он полетит, оттуда и жених придет, или же слепленный снежок – если он упадет со звуком, то придет красивый жених, если нет – то жених будет либо больным, либо невзрачным на вид, либо бедным.

С Западной Украины пришла еще одна традиция – делать рождественский вертеп: импровизированные ясли с фигурками Девы Марии, праведного Иосифа, младенца Иисуса Христа, лежащего в яслях. На самом деле вертеп пришел из Италии, впервые его изготовил Франциск Ассизский в своем городе Ассизи. Он привел к храму живых вола и осла, привязав их к крыльцу. И здесь же горожане соорудили импровизированные ясли с фигурками Девы Марии, Иосифа, Иисуса Христа, волхвов и ангелов.

В народной средневековой традиции также возник рождественский театр – истоки его в мистериях и мираклях (театрализованных представлениях, возникших в городах Европы). Рождественский вертеп пришел в XVII веке в Украину из Польши, а затем распространился по всей территории России.

Были распространены и кукольные вертепы, особенно на территории Польши, Украины, Беларуси, России. В Беларуси вертеп назывался «батлейка» или «бетлейка» (от слова Bethleem – Вифлеем), в Польше и прилегающих к ней областях Беларуси – «шопка», в Закарпатье«бетлегем»[2]. 

Ящик для вертепных представлений представлял собой переносную конструкцию с несколькими ярусами для демонстрации представления. Число ярусов могло составлять от одного до четырех. Представление обычно состояло из двух частей. Первая часть была посвящена собственно библейским событиям: Младенцу Иисусу Христу поклоняются пастухи, волхвы, Ангелы славословят. Во второй части показывалась история избиения младенцев и смерти царя Ирода. В ней могли присутствовать персонажи народного фольклора: Дед и Баба, Солдат, Запорожец, Дьячок, Пономарь или Ксендз, Цыган и Цыганка, Жид, Барин и Мужик и др.

Богословский смысл Рождества Христова

Празднование Рождества Христова на территории нашей страны имело свои местные обычаи; с особым размахом его праздновали на юге России.

Однако, говоря о народных традициях, не следует забывать главного – богословского смысла праздника Рождества Христова. Перед нами в этот день открывается величайшая тайна Боговоплощения. Христос рождается в человеческом роде, принимает плоть человеческую, становится истинным человеком ради спасения всех людей. Ради этого Он проходит весь земной путь – рождение, страдание, смерть, завершая его Воскресением, отверзающим двери Рая, упраздняющего власть греха и смерти.

Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, и каждый из нас, хоть однажды, соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу любому человеку.

[1] Виноградова Л. Н. Колядование // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН – М.: Межд. отношения, 1999 – Т. 2 – С. 570-575.

[2] Давидова М. Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре // Традиционная культура: журнал. – 2002 – № 1.


Source: https://lib.zaplata.ru/p/tradicii-prazdnovaniia-rojdestva-hristova-v-raznyh-regionah-rossii.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших

Святая Церковь постепенно, в течение нескольких недель, готовит своих чад к самому длительному и строгому посту. Самая последняя...

1-я неделя по Пятидесятнице — «неделя всех святых»

Следующее воскресенье после праздника Святой Троицы называется Первая неделя по Пятидесятнице. Она носит название «неделя всех святых». Что...

1-я неделя по Пятидесятнице — «неделя всех святых»

Следующее воскресенье после праздника Святой Троицы называется Первая неделя по Пятидесятнице. Она носит название «неделя всех святых». Что...

Что делать, если вы опоздали на службу?

Опоздание на богослужение – ситуация, с которой может столкнуться каждый верующий. В современном мире, полном суеты и множества...

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы, известное также как День Успения или просто Успение, является одним из двенадцати великих праздников Православной...

Зальный храм в православии

Зальный храм – редкий тип православного храма, заключительная особенность которого заключается в форме и конструкции сооружения. Храм зального...

Ангел-хранитель

Ангел-хранитель – это невидимый заступник и покровитель, посланный Богом для защиты и сопровождения каждого человека на протяжении его...

“Корабль” в православной храмовой архитектуре

Тип храма «Кораблем» – это традиционный архитектурный тип православного храма, имеющий в наши дни большое распространение на канонической...

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники — это наиболее важные после Пасхи празднества, в которые вспоминаются события земной жизни Господа Иисуса Христа...

Как часто можно причащаться

Евхаристия занимает особое место в Православной Церкви как одно из семи Таинств. Это Таинство, также известное как Причастие,...

Цвета облачения священников

Люди, часто посещающие храм, заметили наверняка, что священники всегда служат в облачениях различного цвета. Почему такое бывает, и...

Сулок

Сулок — слово диалектное, ранее обозначало полотенечко или небольшую тряпку. У слова было и другое обозначение, которое дошло...

Молитвы и их значение в православной жизни

Молитва в православии воспринимается не просто как обряд или формальность, а как живое общение души человека с Богом....

Троица

Праздник Святой Троицы, также известный как Пятидесятница, является одним из великих торжеств Православной Церкви. Этот праздник, который отмечается...

Успенский пост

Один из четырех постов, который заканчивается праздником Успения Божией Матери. Отсюда и его название. Пост считается строгим, приравнивается...

Символика света в православном богослужении

Вероятно, каждый человек, приходящий в православную церковь, обращал внимание на то, что в разное время суток храм освещается...

Неделя вторая по Пасхе. Апостола Фомы. Антипасха

Спустя семь дней после Светлого Христова воскресения православные отмечают праздник, именуемый Антипасхой. Многие недоумевают, почему такое название? Антипасха...

Викарий

Термин «викарий» происходит от латинского слова «vicarius», что означает «заместитель» или «представитель». Это слово указывает на лицо, исполняющее...

Богословие

Богословие – не просто академическая дисциплина, это исследование Божественного, путь к пониманию Бога, его отношения к миру и...

Со скольки лет можно поститься детям?

Пост является важной составляющей православной духовной жизни и помогает верующим в созерцании своей души и укреплении своей веры....