Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Почему Вход Господень в Иерусалим в русской традиции стали называть Вербным воскресеньем

Вербное воскресенье – один из важнейших Господских праздников в календаре православных христиан, который выпадает на шестое воскресенье поста. Для верующих этот день знаменуется евангельским воспоминанием о том, как Господь вошел в Иерусалим. Дата эта переходящая, каждый год разная и зависит от Пасхи. С Вербного воскресения берет начало Страстная седмица – завершающая неделя Великого поста.

Содержание
  1. Воскрешение Лазаря
  2. История праздника
  3. Богослужение праздника

Воскрешение Лазаря

За день до Входа Господа в Иерусалим произошло чудо – Иисус воскресил друга Лазаря из Вифании. Евангелие от Иоанна торжественно повествует нам об этом событии. Весной в Иерусалим стекались паломники для встречи главного религиозного праздника – Песаха (ветхозаветной Пасхи). Сюда же держит путь и Сын Божий со Своими апостолами. В это время Лазарь, который был любимым другом Спасителя, внезапно заболел. Марфа и Мария, старшие его сестры, сейчас же возвестили об этом Иисуса Христа. Лазарь вскоре преставился и его похоронили. Господь же смог посетить вифанийскую семью лишь через четыре дня. Таков был промысел Божий. Но Марфа не могла утешиться, считала, что если бы Иисус во время болезни Лазаря был рядом, то тот бы не умер.

Спаситель и Сам был безмерно опечален вестью о кончине друга. Но на возмущенные речи Марфы сказал только, что Лазарь непременно воскреснет, и направился к пещере, где Его друг нашел последнее пристанище.

Отодвинули камень от входа, а Господь крепко помолился и воскликнул: «Лазарь, иди вон!». И Лазарь встал в гробу, в котором пробыл бездыханным четыре дня, весь опутанный погребальными пеленами. Спаситель и раньше воскрешал мертвых, но именно это чудо вызвало потрясение у всех присутствующих. В этот момент во Христа уверовали многие, будучи свидетелями этого события. Потому что умерший Лазарь уже был похоронен по христианской традиции и четыре дня пробыл во гробе, появился даже запах тления бренного тела, а после возгласа Господа воскрес, будто и не умирал вовсе. В честь Лазаря этот день назван Лазаревой субботой.

На следующий день Спасителя встречали как победителя тысячи и тысячи паломников, собравшихся перед празднованием ветхозаветной Пасхи в Иерусалиме. Книжники и первосвященники же снова искали любого повода, чтобы умертвить Иисуса Христа. Их очень раздражала и вызывала лютую ненависть растущая среди христиан вера в Сына Божьего. Решили они заодно убить и воскресшего Лазаря. Но Лазарю удалось бежать, а впоследствии он удостоился стать первоепископом острова Кипр.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим торжественно описан во всех четырех Евангелиях. Господь благословил апостолам Своим привести ослицу с осленком, на котором ни разу не сидел человек. Ученики нашли такого осла и постелили на него сверху свои одежды, чтобы Господь смог сесть поверх них. Люди, прознавшие о чудесном воскрешении мертвого Лазаря, постилали на пути Христа одежды свои и бросали срезанные пальмовые ветви. Улицы утопали в великом ликовании и радости. Все встречали Сына Божьего и восклицали:

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних, Царь Израилев!»

Ослица и осленок, на котором никогда не сидел человек, являли собой символ ветхозаветного Израиля и язычников, что приняли веру Христову. Евангелие обращает наше внимание на то, что Спаситель, будучи Сыном Давидовым, входит в Иерусалим на молодом осле, ведь Давид также поступил после того, как победил Голиафа.

Господь же держал путь в Иерусалим не для захвата царского престола и земной власти или освобождения евреев от захвативших их римлян, хотя народ и восторгался им как великим победителем. Все надеялись на то, что восстановится иудейское государство в былой славе и могуществе. Но Он уже знал, что впереди страдания и крестная смерть, ведь спустя несколько дней снова соберутся толпы, но на этот раз те же самые люди будут криками отвечать на вопрос Понтия Пилата: «Распни, распни Его!».

История праздника

Празднование Входа Господня в Иерусалим берет истоки со времен первых христиан. Святитель Мефодий Патарский упомянул его в своем поучении еще в третьем веке. Великие старцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в четвертом веке, описали это в своих святых трудах. В них рассказывается о том, что праздник сей необходимо совершать торжественно. Все верующие должны были в этот день участвовать в богослужении и крестном ходе с пальмовыми ветвями в руках.

Пальма для еврейского народа является символом веселья и торжества, поэтому ветви именно этого дерева клали в ноги Спасителя во время Входа Его в Иерусалим, из-за чего в южных городах праздник назвали неделей ваий или пальмовой. На Руси в период праздника пышно распускается верба, поэтому про это событие так и стали говорить – Вербное воскресение.

В храмах после чтения Евангелия священники освящают веточки вербы, которые потом раздают прихожанам. Прошлогодние освященные вербы не рекомендуется выбрасывать – их можно отдать в любую церковь на сжигание.

Разные растения могут быть выбраны верующими, в зависимости от климатических условий местности, где они проживают. Христиане в Грузии, к примеру, освящают в своих храмах ветки самшита. Используются и другие растения – ива, ракита. Считается, что самое главное – это быть с Господом сердцем своим и мыслями. И нет никакой разницы, какие ветки освящать.

В этот день православным разрешено вкушать рыбные блюда, а за день, в Лазареву субботу, благословляется полакомиться икрой.

Богослужение праздника

В стихирах праздниках особое внимание уделяется смирению Сына Божьего, ведь Он скромно шествует на бессловесном ослике, несмотря на восторженные крики встречавших Его.

Текст праздничной службы передает нам значение событий, две тысячи лет назад происходивших в Иудее, исполнение ветхозаветных пророчеств. Первая паремия предсказывает сыну Иуды о том, что из его рода появится Примиритель (то есть, Иисус Христос). Торжество Сиона и радость Израиля о том, что по их земле ходит Господь, Царь Израилев, пророчествуется в следующей паремии. Торжественный Вход Господа в Иерусалим содержится в третьей паремии. Истинная радость Израиля, ставшего свидетелем великого Входа Господня в Иерусалим, и зависть книжников и фарисеев, первосвященников, возненавидевших торжество Царя Израилева, воспеты в каноне празднику. Провозглашается призыв к прославлению Сына Божьего, вступившего на вольный и спасительный путь крестных страданий за наши грехи.


Source: https://lib.zaplata.ru/pravoslav/pochemy-vhod-gospoden-v-ierysalim-v-rysskoi-tradicii-stali-nazyvat-verbnym-voskresenem.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Как нужно правильно говорить и отвечать батюшке в церкви

В Православной Церкви, как и в любом другом обществе, существуют общепринятые правила этикета. В светской жизни мы по-разному...

Молитва за детей

Каждому, кто ступает на порог храма в поисках утешения, священник, словно надежный проводник, напоминает нам о том, что...

Неделя о мытаре и фарисее

Великий пост – особое событие для каждого христианина. Это очень строгий и длинный пост, который длится 40 дней....

Таинство покаяния (Исповедь)

Одно из семи церковных Таинств, которое служит очищению души от грехов. Без него трудно было бы прожить человеку,...

Пояс Пресвятой Богородицы

Пресвятая Богородице, помогай нам! Всякий христианин уповает на помощь Божией Матери, обращается к ней в молитвах, просит о...

Благословение

Благословение является одним из важных аспектов православной веры. В православии благословение имеет глубокое духовное значение и является неотъемлемой...

Сретение Господне

Сретение Господне – это один из двенадцати великих праздников христианского календаря, обозначающий встречу Господа Иисуса Христа с праведными...

Молитва за детей

Каждому, кто ступает на порог храма в поисках утешения, священник, словно надежный проводник, напоминает нам о том, что...

Первое и второе обретения главы Пророка и Предтечи

Церковь всего отмечает три обретения честной главы Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя. Первое и второе обретение празднуются в...

Лоно Авраамово

«Лоно Авраамово» – это понятие, глубоко укоренившееся в христианской традиции и библейской литературе, символизирующее место покоя и блаженства...

Великий Вторник

Содержание Дата Смысл Великого Вторника Особенности Богослужения Притча о неразумных девах Притча о Страшном Суде Искушение фарисеями Дата...

Великая Среда

Третий день Страстной седмицы называется Великой Средой. Как и остальные дни этой строгой седмицы носят название «Великих». Она...

Успенский пост

Один из четырех постов, который заканчивается праздником Успения Божией Матери. Отсюда и его название. Пост считается строгим, приравнивается...

Святые, иже во Евгении

Каждый день Церковь вспоминает различных святых. День памяти святого связан обычно с его преставлением или перенесением мощей. 7...

Суббота вторая Великого поста

В Великий пост заведено вторую, третью и четвертую субботу поминать усопших. Церковь рекомендует молиться за упокой всех от...

Пасха

Пасха является самым важным и радостным праздником в православном христианстве. Она символизирует воскресение Христа и празднование победы над...

Рождество Пресвятой Богородицы

В сентябре Православная Церковь отмечает сразу два двунадесятых праздника: Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Честного Креста Господня. Рождество...

Клирос

Клиросом называется церковный хор, также этим словом называют место, где стоит хор в церкви. Те люди, которые часто...

Дмитриевская родительская суббота

Дмитриевская родительская суббота – это особенный день в православной традиции, который приходится на ближайшую субботу перед днем памяти...

Поминки

Поминки – это древний ритуал, глубоко укорененный в сердцах и традициях православных христиан. Этот обряд не просто символизирует...