Интересное

Седмица 6-я Великого поста: неделя Ваий

Шестая неделя Великого поста завершает Святую Четыредесятницу, пост, установленный в честь крестных мук Господних и Его грядущего Воскресения. Лазарева суббота и Вербное воскресение предваряют Страстную неделю.

Неделю Ваий Церковь посвящает Входу Господа в Иерусалим. Этот праздник называют также Неделей цветоносной или Вербным воскресеньем за установившийся обычай освящать в этот день веточки вербы вместо пальмовых ветвей, которыми Иисуса Христа встречали иудеи, восхищенные чудом воскрешения Лазаря четверодневного.

Содержание
  1. Начало празднования
  2. Лазарева суббота
  3. Вербное воскресенье

Начало празднования

Вход Господень описывают все евангелисты, первое упоминание о празднике встречается в трудах епископа Патарского, святителя Мефодия, и относится к 3 веку. По свидетельству святого Епифания Кипрского, уже в 4-м веке празднование Входа Господня проходило торжественно. Многие святые отцы 4-го века оставили поучения на праздник. Нынешние праздничные песнопения были составлены в 7-9 веках преподобными отцами — Андреем Критским, Космой Маиумским, Иоанном Дамаскиным, Феодором и Иосифом Студитами, а также византийскими императорами Львом Философом, Феофаном и Никифором Ксанфопулом.   

Вход Господень в Иерусалим относится к самым большим, двунадесятым, праздникам в богослужебном кругу. В отличие от других двунадесятых праздников, Вход Господень в Иерусалим не имеет предпразднства и попразднства по причине поста. Однако на всех богослужениях шестой седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях упоминаются события праздника.

Пятница шестой седмицы завершает святую Четыредесятницу. В этот день служится литургия Преждеосвященных даров, соединенная с вечерней. Вечером в пятницу совершают великое повечерие.

Лазарева суббота

В субботу Цветоносной недели Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря как доказательство Божественной силы Иисуса Христа. Об этом событии рассказывает святой евангелист Иоанн. Лазарь болел, и присылали Господу сказать об этом, но Иисус не спешил в Вифанию. Даже когда пришло известие о смерти Лазаря, Господь не сразу пошел в дом друга, где оставались скорбящие сестры покойного.

Удивительно промедление Господа, ведь Он любил Лазаря и евангелист свидетельствует, что Христос прослезился, когда услышал скорбную весть. Своим ученикам Господь сказал “И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали”.

Таким образом, Господь показывает апостолам свою Божественную силу, удостоверяет в будущем воскресении мертвых и пророчески изображает свое Распятие, смерть и Воскресение.

Богослужение Лазаревой субботы совершенно особенное, и своим устроением не напоминает ни один другой день. В пятницу шестой седмицы положена Литургия Преждеосвященных даров, соединенная с вечерней, и это является началом богослужебного дня Лазаревой субботы. Начиная с этого дня, до понедельника Фоминой недели не упоминают память святых, и богослужение осуществляется по Триоди. Однако праздник Благовещения относится к исключениям, его непременно празднуют независимо от дня, на который он приходится, будь то на Страстной или Светлой седмице. 

Лазарева суббота и Вербное воскресенье имеют общий тропарь. На субботу переносятся некоторые составляющие богослужения, которые не совершаются в Цветоносную неделю, так как это двунадесятый Господский праздник.

На утрене Лазаревой субботы поются моления, которые в обычном порядке звучат лишь в воскресный день — после 17-й кафизмы поются Непорочны, после чтения Евангелия — Воскресение Христово видевше. Кроме того, после канона возглашают “Свят Господь Бог”, стихиры на хвалитех поставляются, как в воскресный день, на 8, и поется Богородичен воскресного дня “Преблагословенна еси, Богородице Дево”.

Воскресные богослужебные тексты в Лазареву субботу призваны раскрыть смысл и содержание события воскрешения Лазаря. Лазарева суббота провозвещает верным Православной Церкви будущую радость Пасхи. Ексапостиларий Лазаревой субботы содержит слова апостола Павла “Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа?” Этими словами объединяется Лазарева суббота с Пасхой, когда читается Огласительное слово на Пасху Иоанна Златоуста “Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!”

В Лазареву субботу совершается литургия Иоанна Златоуста с пением “Елицы во Христа крестистеся” вместо Трисвятого.

Вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим называют Вербным воскресением, или Неделей Ваий, из-за обычая освящать вербу на утрени праздника.

Ветви вербы являются символом пальмовых ветвей, с которыми встречали Господа жители Иерусалима, как Царя и Мессию.

Чудо о воскрешении Лазаря мгновенно разнеслось среди иудеев. Радости их не было границ. Еще бы — такой всемогущий, нужно сделать Его царем. Однако смиренный Господь хотел иудеям другого царства — Небесного Отечества.

Особенностью богослужения Вербного воскресения есть то, что собственно воскресенье в этот день не празднуется, оно как бы перенесено на Лазареву субботу. Вербное воскресение имеет 2 тропаря — один общий с Лазаревой субботой, и второй — “Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в Вышних, благословен грядый во имя Господне”. В этом тропаре заключен таинственный смысл жизни христианина: крестится, и крещением своим вместе с Господом умереть, чтобы удостоиться затем Воскресения вместе с Христом. На службе 7 раз повторяется стихира, возглашающая “Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен грядый во Имя Господне, осанна в Вышних”. Такое постоянство свидетельствует о важности этого текста.

Служба Вербного воскресения бденная, на великой вечерне читаются паремии, совершается лития, а на утрене — полиелей и праздничное окончание.

По 50-м псалме после чтения Евангелия освящается верба, — ваии. Затем служба продолжается, и верующие, подобно еврейским детям, встречают Господа, входящего во Иерусалим.

Литургия в этот день служится по чину Иоанна Златоуста, на ней звучат праздничные антифоны, входной стих, поется задостойник и произносится праздничный отпуст. Ради праздника пост послабляется, разрешена два раза в день рыба.

Евангелие дня. Библейские чтения. Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)


Source: https://lib.zaplata.ru/p/sedmica-6-ia-velikogo-posta-nedelia-vaii.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Страстная Пятница

Пятый день Страстной седмицы называется Великая Пятница. Это – самый главный для христиан день, когда Христос Сын Божий...

Таинство миропомазания

Миропомазание нераздельно связано с Таинством крещения. После погружения в купель новокрещенный помазуется святым миром. Это имеет большой духовный...

Троица

Праздник Святой Троицы, также известный как Пятидесятница, является одним из великих торжеств Православной Церкви. Этот праздник, который отмечается...

Библейский канон

Библейский канон занимает центральное место в христианской вере и теологии, представляя собой утвержденный список Священных Писаний, которые считаются...

Почему важно посещать Всенощные бдения

Эту торжественную церковную службу называют так потому, что в первые века она начиналась вечером, длилась всю ночь и...

Византийский архитектурный стиль

Византийский стиль и его производные направления в храмовой архитектуре русского православия. Какие у них конструкционные и декоративные особенности...

Раннемосковский (Московский) стиль

Раннемосковский стиль (Раннемосковская школа) – это одно из региональных направлений древнерусской архитектуры, зародившееся в Москве в XIV веке,...

Пасха в Ветхом Завете

Мы все любим светлый праздник Пасхи, радуемся, как дети, возгласам священника, отвечаем на них дружно. Любим крашеные яйца...

Что представляет собой дом причта?

Дом причта (Приходской дом, Причтовый дом, Церковный дом) – это здание с жилыми и административными помещениями, существующее при...

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники — это наиболее важные после Пасхи празднества, в которые вспоминаются события земной жизни Господа Иисуса Христа...

Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших

Святая Церковь постепенно, в течение нескольких недель, готовит своих чад к самому длительному и строгому посту. Самая последняя...

Уныние

У святых Отцов уныние — это духовный недуг, который лишает человека возможности молиться, предстоять Богу, заботиться как-либо о...

Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)

Вербное воскресенье, также известное как Вход Господень в Иерусалим, является важной вехой в христианском календаре, предваряющей начало Страстной...

Неделя о блудном сыне

Церковь, как любящая мать, заботится о своих чадах и предлагает им задолго подготовиться к посту, самому длинному и...

Рождество Святителя Николая

Николай Чудотворец имеет в церковном году шесть памятных дат. Среди них Рождество – праздник одновременно и старый, и...

Можно ли причащать детей на Преждеосвященной

Часто можно услышать от прихожан и священников, что на Преждеосвященную нельзя приносить детей для Причастия Святых Тайн. Почему...

Пасха — Светлое Христово Воскресение

После долгого Великого поста наступает самый радостный и важный для православных праздник в году – Светлое Христово Воскресение....

Что означает звон колоколов перед началом и после службы?

Звон колоколов является неотъемлемой частью православной традиции, служа знаковым и аудиальным символом, объединяющим верующих в общем духовном пространстве....

Авва

«Авва» – это арамейское слово, которое переводится как «отец». В православной традиции это обращение имеет глубокое духовное значение,...

Агнец Божий

«Агнец Божий» является одним из самых мощных и значимых символов в христианстве, обладающим глубокими библейскими корнями и богатым...