Интересное
  • Виктор
  • Храмы
  • 1 мин. чтения

Смоленская архитектурная школа

Смоленская архитектурная школа – особое направление в древнерусской православной архитектуре, имевшее большое распространение в Смоленской и Полоцкой землях.
В домонгольский период Смоленская архитектура заметно выделялась в сравнении с прочими региональными школами древней Руси – это было обусловлено тем, что Смоленско-Полоцкие храмы развивались ввысь за счёт высокого завершения и главы храма, поднятой на специальный пьедестал, оформленный снаружи псевдозакомарами-кокошниками. В большинстве же прочих регионов Руси зодчие всё ещё продолжали в значительной мере следовать Киевским архитектурным традициям, для которых было типично развитие здания храма в ширину, а не в высоту.
Также для Смоленской школы было в гораздо большей степени распространено применение разнообразных галерей в пределах храма, а также одновременно нескольких притворов, примыкающих к основному объёму храма с разных сторон.
Практика и традиции Смоленско-Полоцкой православной архитектуры появились в городе Смоленске в 1180-е – 1190-е годах, однако здесь не наблюдается процесс эволюции и становления новых форм; они появились внезапно, и в готовом виде, очевидно, занесённые извне. Об их происхождении можно судить, если обратиться к архитектуре соседнего Полоцкого княжества. Именно там, благодаря политической оппозиции Полоцка по отношению к Киеву, и появилась эта своеобразная архитектурная традиция, ибо полоцкие князья от полоцких зодчих вовсе не требовали повторения киевских форм; скорее, наоборот, – непохожесть возводимых построек на киевские должна была более импонировать заказчикам. Но, в условиях феодальных междоусобиц древней Руси, в конце 12 века Полоцк стал политически зависим от Смоленских князей, которые перевели в Смоленск полоцкую строительную артель, продолжившую именно в Смоленске свою деятельность по созданию совершенно уникальной и самобытной архитектуры, ставшей однако законодательницей моды на всем пространстве древней Руси.
Короткий взлёт смоленского зодчества продолжался чуть более 40 лет, но за эти годы была создана, одна из самых ярких, по выражению нового архитектурного образа, школ древней Руси. Смоленская архитектурная школа в исключительно яркой форме отразила те передовые тенденции, которые наметились в русском зодчестве в конце 12 века. Храмам смоленской школы была присуща стройность и острота силуэта, динамичность архитектурной композиции, богатство декоративных элементов на фасадах отражены в смоленских храмах данной поры с предельной полнотой, не меньшей, чем в зданиях таких передовых архитектурных школ, как владимиро-суздальская или киевская. Именно этот прогрессивной элемент в смоленской архитектуре и наделил её большой популярностью, а в связи с наличием в Смоленске востребованных архитекторов и строителей, возможность вести активную работу и в других регионах древней Руси. В Новгороде и его землях это чувствовалось особенно сильно, поскольку здесь архитектурная сфера полностью продолжала строго следовать традициям, сложившимся в середине 12 века, и консерватизм новгородских православных зодчих, очевидно, явно вступал в открытое противоречие с новыми художественными требованиями и веяниями.
Однако Смоленское зодчество не получило прямого продолжения в общерусской архитектуре более позднего времени, оно не передало Москве эстафеты развития архитектурных форм. Тем не менее, в зодчестве древнего Смоленска можно видеть ряд особенностей, получивших широкое распространение именно в московской архитектуре. Высотность, ярусность и вертикальная устремленность композиции характерна как для смоленских храмов, так и для раннемосковских. Высоко поднятые полы смоленских церквей начала 13 века. создают перед порталом высокие лестницы, что находит прямые аналогии и в Московской архитектуре начала 15 века.
Развитие описываемой архитектурной школы прекратилось около 1230 года, когда Смоленск сначала сильно пострадал от землетрясения, а затем в округе разразился сильный двухгодичный голод. Указанные обстоятельства привели к резкой смене политической и культурной обстановки в регионе – ещё не успевшие полностью закрепиться традиции Смоленско-Полоцкой архитектуры оказались не готовы к столь серьёзным общественным потрясениям и политическим реформам.
А последние надежды на возможное возрождение и дальнейшее развитие Смоленско-Полоцкой архитектуры были загублены в ходе разрушительного татаро-монгольского нашествия 1237-1241 годов…
До наших дней сохранились всего 3 древних храма Смоленской и Полоцкой архитектурной школ. Частично сохранились Церковь Михаила Архангела на Пристани (Свирская церковь) в Смоленске 1180-х годов, Церковь Параскевы Пятницы в Новгороде начала 13 в, и Спасский собор Евфросиньева монастыря в Полоцке 1160-1170 гг, который по праву можно считать одним из храмов – родоночальников Смоленской и Полоцкой архитектуры.

Источник статьи и контакты: arh-master.ru


Source: https://lib.zaplata.ru/hramy/smolenskaia-arhitektyrnaia-shkola.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Алтарник (пономарь)

Алтарником или пономарем называют мужчину-мирянина, который помогает священнослужителю во время богослужения. Пономарь — древнее греческое слово, означающее приставник...

Обет молчания

Мы живем в мире, в котором не бывает тишины. Все вокруг говорят, и никто никого не слушает. Более...

Таинство покаяния (Исповедь)

Одно из семи церковных Таинств, которое служит очищению души от грехов. Без него трудно было бы прожить человеку,...

Алтарник (пономарь)

Алтарником или пономарем называют мужчину-мирянина, который помогает священнослужителю во время богослужения. Пономарь — древнее греческое слово, означающее приставник...

Рождество Христово

Событие, которое произошло более двух тысяч лет назад, перевернуло историю человечества. Это было поистине великое событие, которое вспоминают...

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

20 мая по новому стилю Церковью празднуется Явление на небе креста Господня. Но немногие знают, что это за...

Символика света в православном богослужении

Вероятно, каждый человек, приходящий в православную церковь, обращал внимание на то, что в разное время суток храм освещается...

Артос

Светлый праздник Воскресения Христова всегда связан у верующих с особым освященным хлебом, который называется артосом. Что же значит...

Неделя вторая по Пасхе. Апостола Фомы. Антипасха

Спустя семь дней после Светлого Христова воскресения православные отмечают праздник, именуемый Антипасхой. Многие недоумевают, почему такое название? Антипасха...

Великий пост

Великий пост для верующих христиан — время обновления, духовная весна. Это время подвига, усиленной работы над душой. О...

Как происходит венчание в Православной Церкви

Венчание в Православной церкви является одним из самых значимых и торжественных моментов в жизни верующих. Этот обряд, который...

Божественная литургия

Все православные стараются посещать храм раз в неделю, по выходным, когда служится литургия или в народе – обедня....

“Корабль” в православной храмовой архитектуре

Тип храма «Кораблем» – это традиционный архитектурный тип православного храма, имеющий в наши дни большое распространение на канонической...

Светлая седмица

После праздника Светлого Христова Воскресения наступает Светлая седмица. Это – продолжение праздника, которого так долго ждали православные. В...

Клирос

Клиросом называется церковный хор, также этим словом называют место, где стоит хор в церкви. Те люди, которые часто...

Почему Вход Господень в Иерусалим в русской традиции стали называть Вербным воскресеньем

Вербное воскресенье – один из важнейших Господских праздников в календаре православных христиан, который выпадает на шестое воскресенье поста....

Сретение Господне

Сретение Господне – это один из двенадцати великих праздников христианского календаря, обозначающий встречу Господа Иисуса Христа с праведными...

Уныние

У святых Отцов уныние — это духовный недуг, который лишает человека возможности молиться, предстоять Богу, заботиться как-либо о...

Страстная седмица

Великий пост длится в течение сорока дней. Это – время покаяния, исправления жизни. По окончании поста следуют два...

Ектения

Ектения, ключевой элемент православного богослужения, представляет собой серию молитвенных призывов, на которые собрание верующих отвечает общим «Господи, помилуй»...