Интересное
  • Виктор
  • Храмы
  • 1 мин. чтения

Проект ограды и Одигитриевского собора Одигитриевского монастыря

Ограда территории Одигитриевского монастыря представляет собой глухие стены со стилизованными башнями в поворотных точках и проездными воротами в нескольких местах. Ограда охватывает всю территорию монастыря, в некоторых местах имея продолжение в виде монастырских корпусов и хозяйственных строений. Стены хоть и невысоки (не более 4,5 м) Однако внешним видом воспроизводят образцы русского оборонного зодчества 16-17 веков, то есть имеют «печуры» с внутренней стороны и пояс «машикулей» с внешней. Архитектура башен также следует традициям русского крепостного зодчества этого времени. Главный, парадный въезд – Святые Ворота, расположен со стороны парка культуры и отдыха «Плодушка» и оформлен в виде проездной брамы с центральной аркой, увенчанный киотом, завершённым крестом. По бокам проездной арки расположена калитки для прихожан и посетителей монастыря. Правее (ближе к улице Энергетиков) расположен хозяйственный въезд, оформленный двумя башнями, квадратными в сечении, между которыми расположены откатные ворота. Ещё два хозяйственных въезда расположена со стороны улицы Агалакова и со стороны жилого микрорайона.
В общем монастырская ограда, в виде стен с башнями, призвана не только отделить территорию Одигитриевской Обители от городской суеты, но и придать всему комплексу законченный, целостный вид, характерный для русских монастырей 16-17 веков, а также подчеркнуть монументальность и величественность главного сооружения комплекса, монастырского собора, который должен стать жемчужиной всего микрорайона.

Архитектурный облик собора, главного храма Одигитриевского монастыря, решен в традициях древнерусской архитектуры, того её периода, который, будучи максимально отдаленным от нас по времени, вызывает наибольший интерес с точки зрения, как художественной выразительности, приемлемости появления в архитектурной среде XXI века, так и общего интереса к данному периоду, как эпохе расцвета древнерусской державы, многообразия ее художественной культуры в целом, и архитектуры в частности.
Собор представляет собой крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный, пятиглавый храм, c трёх сторон окружённый высокой галереей, которая лишь немного уступает по высоте основному объему. С восточных торцов галереи завершаются самостоятельными апсидами, что придает внешнему облику храма пятинефный, пятиапсидный характер и сближает с храмами Киевской Руси.
Высота здания 34 м до основания креста центрального купола. Габаритные размеры в плане 29 х 30 м в осях. Крайние юго- и северо-западные углы здания венчают звонницы, выполненные в виде барабанов глав с широкими проемами вместо окон. Таким образом завершение храма приобретает многоглавый (7 глав) силуэт, что еще раз подчеркивает ориентацию храма на грандиозные постройки Киева эпохи расцвета и политического могущества древнерусского государства.
Однако художественный облик здания храма не является плодом слепого копирования образцов киевской архитектуры 11 века. Его глубинный смысл в собирательном образе, синтезе лучших устремлений и найденных, в ту эпоху, художественных приёмах, позволивших создавать здания как воплощение торжественной монументальности, каковыми были призваны стать главные храмы епископских кафедр региональных княжеств Древней Руси. Так в планировочной структуре храма появились 4 центральных столба в виде круглых колонн, увенчанных резными капителями, и несущих главный барабан. Это отклик на аналогичный (в Древней Руси уникальный) приём, примененный в Успенском соборе Галича середины 12 века, главном храме Галицкой Земли. Этот величественный белокаменный собор имел и схожую планировку будучи четырехстопным и окруженным с трех сторон галереями, поднимающимися на всю высоту здания. Роднит храм с галицким прообразом и использование белокаменной резьбы в отделке фасадов.
В неменьшей степени повлиял на архитектурный облик Одигитриевского храма и ещё один белокаменный собор, уже на другом конце Руси. Это Успенский собор во Владимире (в перестройке 1180 ых гг) – главный храм Суздальской земли. Хотя завершение его пятью главами и было решено иным способом (боковые главы были поставлены над галереей, а не над основным объёмом), общая объемно-пространственная композиция всё же не могла не оказать влияние на архитектуру Одигитриевского храма. Это и притворы перед входными порталами, и разбивка фасадов по вертикали на два регистра (с помощью декоративного фриза, пусть и весьма упрощенного), и, пониженный к основному объему, уровень галерей.
Еще одним собором, как истоком архитектурного образа может служить Благовещенский храм в Чернигове второй половины 12 века. Это самое большое культовое здание древнего Чернигова, отражавшее политический вес и могущества Черниговской земли. Шестистопный храм был окружён высокими галереями. Громадные размеры, галереи и, скорее всего, завершение семью главами, сближали храм Благовещения с монументальными храмами эпохи Ярослава Мудрого, времени могущества Древнерусского государства. Надо полагать, что это были преднамеренные черты сходства, носившие идеологический характер и обусловленные политическим соперничеством Чернигова с Владимиром Залесским и Галичем. Это соперничество во многом и отразилось в стремлении уподобить главные храмы своих земель архитектуре Киева 11 в, в попытке «натянуть» на себя роль общерусского центра.
Внешние формы Благовещенского храма были стилистически связаны с княжескими постройками Чернигова первой половины 12 века. Относительно целостная плоскость стен, покрытая плотным слоем затирки (обмазки), расчерченной на крупные квадры, имитирующая белокаменную кладку, широкие лопатки (иногда с полуколоннами), завершающиеся неким подобием капителей с орнаментальной резьбой, и аркатурой понизу, перспективные порталы с минимальными резными вставками, арочное обрамление дверных и оконных проемов – вот приемы, характерные для черниговских построек того времени. В неком творческом преломлении и переосмыслении эта структура декоративных элементов и применена в оформлении фасадов Одигитриевского храма, как храма монастырского, которому должны быть чужды светское узорочье переизбытка орнаментальной резьбы и «языческая жизнерадостность» стройных динамичных форм, распространившиеся к концу 12 века в белокаменных, как Галицкой так и Суздальской, архитектурных школах. Вместо этого, Одигитриевский собор величаво распростерся вширь, его строгое, статичное основание, резко очерченно гранями стен, а не мягкой формой полуколонок, с широко расставленным, центральным пятиглавием, внушает уважение и создает впечатление нерушимый мощи этого оплота Церкви. Крупные архитектурные формы, лаконичность пластических деталей, два ряда закомар способствуют наиболее эффектному восприятию собора с дальних точек и усиливают его главенствующее положение в силуэте окружающей застройки города.
Таким образом проектируемый Одигитриевский Храм, архитектурные истоки образа которого подготовлены на широкой базе нескольких древнерусских школ, художественная культура которых погибла на пике своего развития, в огне пожарищ монгольского разгрома в сер 13 в., призван стать живым памятником, доносящим до нас эхо ушедшего времени, а так же связующим звеном, уходящим корнями в седую старину и протягивающим руки в далекое будущее. На равнине русской истории далеко виден 13 в. Некогда славное, былинное время осталось в памяти народной светлым памятником Домонгольской Руси.

Источник статьи и контакты: arh-master.ru


Source: https://lib.zaplata.ru/hramy/proekt-ogrady-i-odigitrievskogo-sobora-odigitrievskogo-monastyria.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Символика света в православном богослужении

Вероятно, каждый человек, приходящий в православную церковь, обращал внимание на то, что в разное время суток храм освещается...

Седмица вторая Великого поста

После Недели Торжества Православия наступает Вторая седмица Великого поста. Все недели самого строго поста имеют каждая свое значение....

Великий пост

Великий пост для верующих христиан — время обновления, духовная весна. Это время подвига, усиленной работы над душой. О...

Поминки

Поминки – это древний ритуал, глубоко укорененный в сердцах и традициях православных христиан. Этот обряд не просто символизирует...

Седмица 5-я Великого поста: сугубая пора покаяния

На пятой неделе Великого поста Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. Преподобная матерь Мария известна своим беспримерным покаянием. Оно...

Таинство покаяния (Исповедь)

Одно из семи церковных Таинств, которое служит очищению души от грехов. Без него трудно было бы прожить человеку,...

Духовные отцы и старцы: их роль в жизни Церкви и верующих

В православной традиции особое место занимают понятия «духовный отец» и «старец». Духовный отец – это священник или монах,...

Покаяние и исповедь: смысл, порядок и правила

Покаяние и исповедь являются неотъемлемой частью православной духовной практики. Верующий, обратившись к этим святым таинствам, стремится очистить свое...

Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших

Этот праздник имеет свою богатую историю создания. Он отмечается во второе воскресенье после Троицы. В этот день чествуются...

Авель

Авель, второй сын Адама и Евы в библейской Книге Бытия, является ключевой фигурой в ранней истории человечества. Его...

Для чего нужны в православном храме свечи и как их правильно ставить

В православной церкви свечи занимают особое место в богослужебной практике и духовной жизни верующих. Они являются неотъемлемой частью...

Великий четверг

Четвертый день Страстной седмицы называется Великим четвергом. В 2020 году он выпадает на 16 апреля. В этот день...

Крест нательный православный

В сердце православной культуры лежит множество символов и обрядов, каждый из которых имеет особое значение для верующего. Одним...

Святые, иже во Евгении

Каждый день Церковь вспоминает различных святых. День памяти святого связан обычно с его преставлением или перенесением мощей. 7...

Византийский архитектурный стиль

Византийский стиль и его производные направления в храмовой архитектуре русского православия. Какие у них конструкционные и декоративные особенности...

Какие основные православные праздники следует знать и праздновать?

В православной традиции существует множество праздников, однако основные и наиболее значимые из них следует знать и праздновать каждому...

Агапа

Агапа – термин, вобравший в себя глубокий смысл божественной и безусловной любви, – является ключевым понятием в христианской...

Вспоминая Страстную неделю: путь Христа от Иерусалима до Воскресения

Страстная неделя – это самое трогательное и значимое время в христианском календаре, особенно в Православной Церкви. Она представляет...

Обязательно ли проходить таинство крещения, чтобы быть православным?

Таинство крещения – одно из семи таинств, основных духовных обрядов, в которых происходит непосредственное действие благодати Святого Духа....

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники — это наиболее важные после Пасхи празднества, в которые вспоминаются события земной жизни Господа Иисуса Христа...