Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Пост православный

Пост – древняя религиозная практика. Это время, когда человек начинает интенсивно заниматься своим духовным состоянием, контролировать свои телесные и душевные потребности. Чтобы добиться необходимого результата, приходится ограничить себя в употреблении пищи, исключить яркие эмоции, которые могли бы отвлечь от работы над внутренним миром.

Задача поста состоит в фиксировании таких жизненных приоритетов, которые будут возвышаться над телесными потребностями человека.

Содержание
  1. Священное Писание о посте
  2. Посты в Церкви
  3. Христианское понимание поста
  4. Пост как средство духовной работы
  5. Заключение

Священное Писание о посте

В Священном Писании наблюдается развитие понимания постного
делания. Во времена, когда понятия о личном духовном подвиге в обществе ещё не
сформировалось целостно, пост был общенародным или общественным актом покаяния,
периодом подготовки к важным событиям в жизни народа или общества.

Постящиеся покаянным постом оплакивали свои грехи, искренне молили Бога о прощении, свидетельствовали своим внешним видом и поведением о том, что их сердце наполняет печаль о содеянном. Действительно, по-настоящему огорчённый чем-либо человек теряет аппетит, и желание насладиться пищей.

Желающие получить ответ Бога на свои просьбы и молитвы постились, чтобы засвидетельствовать своё намерение быть услышанными Господом. Всё остальное (в том числе и вопросы питания, бытовой суеты) отодвигалось далеко на задний план. Действительно, человек, ожидающий важное для него решение, сосредоточен, напряжён и не торопится заняться обычными заботами о еде и комфорте.

В народе израильском практиковались общие фиксированные посты, которые были свидетельством того, что люди помнят о завете с Господом. Объявлялись и посты по случаю важных для народа событий. С древних времён отдельные люди постились в знак покаяния или для того, чтобы Господь открыл им свою волю.

Первое, на что обращает внимание человек, желающий правильно
постится, это ограничение в пище. Тот, кто постится строго — полностью
отказывается от пищи на определённый период. Постящийся не строго просто
воздерживается от определённых родов пищи (от пищи животного происхождения, от
варёной пищи и т.д.) Однако, уже у ветхозаветных пророков мы встречаем
негастрономическую грань поста.

Пророк Исаия передаёт слова Господа о том, что Ему угодны не столько истязание желудка и внешние выказывания печали, сколько деятельное милосердие постящегося.

Накорми голодного, одень нагого, дай кров бездомному, защити
обиженного – тогда будешь услышан Господом, и твой пост будет приятен Ему.

Посты в Церкви

Христианская Церковь, следуя установившейся традиции, практикует многодневные общецерковные посты. Всего их четыре:

  • Великий пост;
  • Петропавловский (Апостольский) пост;
  • Успенский пост;
  • Рождественский пост.

Это время частого посещения богослужений, покаяния, особого внимания к делам милосердия и добра. Постные периоды установлены как время подготовки к четырём великим праздникам:

  • Светлого Христова Воскресения;
  • Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла;
  • Успения Пресвятой Богородицы;
  • Рождества Христова.

В рамках духовной подготовки телесное воздержание выглядит вполне уместным. Ведь хозяева, ожидая встречи с дорогими гостями, не находят времени, чтобы поесть спокойно. Они ждут праздничное застолье и долгожданную встречу. Так и христиане в приоритет своих жизненных целей ставят подготовку своей души ко встрече великих торжеств Церкви.

Современный христианин постится, подражая посту апостолов, Божьей Матери и самого Господа Иисуса Христа.

Однодневным постом обозначаются также особые вехи и события земной жизни Господа. В среду постятся, помня о дне, в который Господь был предан Иудой. В пятницу — в память о дне, когда Господь был распят и умер на Кресте.

В день памяти Усекновения главы пророка и Крестителя Господнего Иоанна постом подчёркивается губительность телесного невоздержания. В день памяти Воздвижения Честного и Животворящего Креста – постом почитается Спасительная Жертва Христова.

Христианское понимание поста

Следует помнить, что даже такое полезное начинание, как
христианский пост может стать пищей для гордыни и тщеславия человека, а значит
разрушить его благое духовное устроение. Господь в своей Нагорной проповеди
предостерегает от попыток сделать пост просто средством приобретения славы и
уважения среди благочестивого народа.

Желающий получить духовную пользу от поста не должен
выказывать себя постящимся перед другими людьми по
возможности, скрывая свой духовные труды. Господь, видя тайное, воздаст
явно.

Пост как средство духовной работы

У поста есть важнейшая аскетическая составляющая. Подвижники
всегда указывали на телесное воздержание как на средство борьбы со страстью
чревоугодия. Основной смысл жизни человека не должен скатываться до желания
поесть вкусно, много и часто.

Христианскими аскетами указывается прямая связь чревоугодия с блудной страстью.

Замечено также, что разумно постящийся молится более
сосредоточено, хранит «благоустройство ума». Телесный пост – средство для
преодоления многословия и пустословия.

Объедение именуется прп. Иоанном Лествичником главой
всех телесных страстей.

Ожесточение сердца, сонливость, лень, многословие, дерзость,
наглость, бесчувственность, кощунство, дерзость, неожиданные злоключения и
отчаяние. Всё это известный духовный наставник монашествующих усматривает как
последствия телесного невоздержания.

Прп. Иоанн Лествичник подчёркивает пользу телесного поста.
Он погашает телесное разжение, истребляет сердечную бесчувственность,
является началом смирения и здоровья тела.

Заключение

Меру поста пусть каждый определяет в соответствии со своим здоровьем, возрастом, жизненными обстоятельствами. Чтобы легче было это сделать, нужно познакомиться с церковными установлениями о посте и спросить совета у рассудительного священника. Не стоит забывать, что пост — это только средство духовной работы над собой, а не самоцель. Без дел милосердия, без молитвы и участия в Таинствах он теряет свой смысл и вырождается в бессмысленную, а иногда и вредную формальность.

Осипов А.И. Пост — воздержание души и тела


Source: https://lib.zaplata.ru/pravoslav/post-pravoslavnyi.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения относится к двунадесятым, так как имеет непосредственное отношение к земной жизни Иисуса Христа и Его Пресвятой...

В какие праздники нужно писать записки за упокой в храме

В христианской традиции особое внимание уделяется памяти усопших. Одним из проявлений этого является практика написания записок за упокой,...

Православный храм

Каждому православному христианину желательно посещать по воскресеньям и праздникам храм. Его красота влечет к себе всех, однако, об...

Рождество Пресвятой Богородицы

В сентябре Православная Церковь отмечает сразу два двунадесятых праздника: Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Честного Креста Господня. Рождество...

Акафист

Акафисты являются важной частью православной духовной практики. Эти молитвенные песнопения, наполненные благоговением и поклонением, имеют особое место в...

Как вести себя при отпевании усопшего?

Отпевание усопшего является одним из ключевых ритуалов в православной традиции, символизируя прощание с ушедшим человеком и молитвенное обращение...

Уныние

У святых Отцов уныние — это духовный недуг, который лишает человека возможности молиться, предстоять Богу, заботиться как-либо о...

Русский ампир в православной архитектуре

Русский ампир (Поздний классицизм) – художественно-декоративный стиль, имевший умеренное распространение в русской светской и православной архитектуре в период...

Суббота вторая Великого поста

В Великий пост заведено вторую, третью и четвертую субботу поминать усопших. Церковь рекомендует молиться за упокой всех от...

Авель

Авель, второй сын Адама и Евы в библейской Книге Бытия, является ключевой фигурой в ранней истории человечества. Его...

Смертные грехи

В течение всей жизни человек совершает множество грехов, иногда сам не осознавая того. И только опытный верующий, постоянно...

Неделя мясопустная

Предпоследняя неделя из четырех подготовительных недель к Великому посту. После нее следует сыропустная седмица или Масленица. Она заканчивается...

Виды и стили православной архитектуры

В традициях православной архитектуры существует множество разнообразных стилей и направлений декоративного оформления внешнего и внутреннего храмового убранства, сформировавшихся...

Со скольки лет можно поститься детям?

Пост является важной составляющей православной духовной жизни и помогает верующим в созерцании своей души и укреплении своей веры....

Великий четверг

Четвертый день Страстной седмицы называется Великим четвергом. В 2020 году он выпадает на 16 апреля. В этот день...

Неделя вторая по Пасхе. Апостола Фомы. Антипасха

Спустя семь дней после Светлого Христова воскресения православные отмечают праздник, именуемый Антипасхой. Многие недоумевают, почему такое название? Антипасха...

Аваддон

«Аваддон» – термин, встречающийся в Священном Писании, который пробуждает интерес и многочисленные вопросы среди православных христиан. Он ассоциируется...

Сырная седмица (Масленица)

Вслед за мясопустной неделей наступает последняя седмица перед Великим постом, которая называется «Сырной». Такое название она получила, потому...

Голосники в русском храмовом зодчестве

Каждый, кто бывал в старинных церквях, замечал, что звуки в них распространяются не совсем обычно. Храмовая акустика не...

Неделя четвертая по Пасхе – о расслабленном

Переходящий праздник, который бывает на третье воскресенье после Пасхи, посвящен чуду исцеления Христом расслабленного. В этот день читается...