Интересное

Символика света в православном богослужении

Вероятно, каждый человек, приходящий в православную церковь, обращал внимание на то, что в разное время суток храм освещается по-разному: иногда его пространство залито светом, струящимся из окон, ярко горящими паникадилами, свечами и лампадами, в другое время он оказывается погружённым в полумрак, и только одинокая свеча теплится в руках у чтеца.

Содержание
  1. Краткий исторический обзор
  2. Ветхозаветный период
  3. Раннехристианские традиции
  4. Святые Отцы церкви о традициях возжигания светильников в храме
  5. Современные традиции внутреннего освещения православного храма во время богослужения
  6. Церковная свеча: её значение и предрассудки, связанные с ней

Краткий исторический обзор

Обычаи использования светильников в православном богослужении, как и другие традиции, были наследованы христианами из Ветхого Завета.

Ветхозаветный период

Одно из первых повелений, которые пророк Моисей получил от Бога, относилось к обустройству скинии. В ней полагалось установить золотой светильник с семью лампадами. (Исх. 25:31-37).

Светильники для иудеев были знаком Божьего водительства, поэтому перед книгой Закона Моисея всегда горела неугасимая лампада как символ того, что Закон Божий есть светильник для человека в жизни.

Во дворе Иерусалимского храма ежедневно совершалась молитва. В это время в святилище первосвященник в полной тишине и безмолвии готовил светильники для того, чтобы возжечь их вечером. После вечерней жертвы они не гасились всю ночь.

Макет Иерусалимского Храма

Постепенно храмовая традиция переместилась в дома иудеев – торжественные трапезы в субботу и на Пасху также стали сопровождаться зажжением специальных светильников.

Раннехристианские традиции

В Книге Деяний святых апостолов содержатся свидетельства о том, что в первые века христиане, наследуя иудейские обычаи, возжигали свечи, когда собирались для молитвы и преломления хлеба (Деян. XX, 8). Кроме символического, это действие преследовало вполне утилитарные цели: во время гонений христианские общины вынужденно собирались по ночам в катакомбах и подземельях, чтобы не привлекать к себе внимания властей.

Ветхозаветную традицию возжигания лампады перед Книгой Закона, христиане трансформировали – установили правило предварять вынос Евангелия горящей свечой. При его чтении освещение помещения для собраний было максимальным – должны были гореть все свечи и лампады.

Римские катакомбы

Со временем традиционным стало зажжение лампад и свечей перед иконами святых, гробами мучеников, другими священными предметами. Это действие знаменовало благоговение перед святыней. После прекращения гонений обычай возжигания свечей остался.

Святые Отцы церкви о традициях возжигания светильников в храме

Когда на VII Вселенском Соборе (786г.) было утверждено иконопочитание, вместе с этим, было отведено место возжжению свечей.

VII Вселенский Собор. Икона

Тертуллиан так писал по этому поводу: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – Литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме»

Иерусалимский Патриарх Софроний, живший в VII веке, сравнивал свет от лампады и свечи с тем светом, которым сияют праведники. В XV веке бл. Иероним Солунский отметит ещё один аспект: «Возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире».

Современные традиции внутреннего освещения православного храма во время богослужения

Богослужебный Устав, вместе со священнодействиями и песнопениями, отводит особое место использованию светильников во время службы, регламентируя количество зажигаемых лампад и свечей сообразно богословскому смыслу происходящего.

Важно отметить, что абсолютной темноты , благодаря свету, проникающему через окна, в храме не бывает никогда

Самый «тёмный» момент суточного богослужебного круга – чтение Шестопсалмия, когда гасятся все свечи, за исключением тех, которые находятся перед иконами Спасителя, Богородицы и перед иконостасом, а также одной свечи в середине храма, освещающей Псалтырь, по которой читает пономарь.

Чтение Шестопсалмия

Полумрак способствует вниманию, сосредоточенности и самоуглублению молящихся, ведь тексты этих шести псалмов выражают сознание греховного состояния и напоминают о множестве врагов, которые способны погубить человека. После завершения чтения Шестопсалмия храм освещается снова.

Святой Симеон Солунский объясняет это так: «Иерей… по окончании шестопсалмия молится о всех, говоря мирную ектению, и в это время зажигаются свечи в ознаменование того, что слава Господня осияла их. Потом…поется: «Бог Господь и явися нам». Поелику Он родился ночью, так как нам, сидящим во тьме и сени неведения, «свет велий возсия». При пении псалмов «Хвалите имя Господне», «Исповедуйтеся Господеви» в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются и священник, предшествуемый диаконом со свечей, выходит из алтаря».

На вечерних будничных службах, когда молитвы наполнены сокрушением о грехах и скорбью, в церкви горят только отдельные лампады и свечи. Повечерие, часы и полунощница освещены гораздо более скудно, нежели вечерня и утреня.

Больше всего светильников горит во время Божественной Литургии. Самую первую зажжённую свечу поставляют на жертвеннике, затем – на престоле. Затем возжигаются свечи перед образами Иисуса Христа, Богородицы, храмовой иконой и образами святых.

Божественная Литургия

Апогей освещенности храмового пространства – время чтения Священного Писания. В этот момент горят абсолютно все светильники, в знак того, что свет Христовой истины просвещает всех.

Церковная свеча: её значение и предрассудки, связанные с ней

Миряне участвуют в богослужении вместе со священнослужителями, поэтому каждый из приходящих в храм может поставить свечу. С этим замечательным обычаем связаны некоторые предрассудки и суеверия.

В сущности, церковная свеча – это маленькая жертва, которую приносит человек Богу и, в то же время, – это символ молитвы. По обычаю, её зажигают от другой свечи, а не от лампады. Так поступают для того, чтобы воск не попадал в лампадное масло. Никаких других богословских объяснений в этом отношении не существует.

Если все гнёзда на подсвечнике заняты, свечу принято оставлять в специально отведённом месте, чтобы сотрудники храма поставили её позже.

Свечи, зажигаемые с заупокойной молитвой, ставят на канунник (небольшой квадратный столик с распятием), все остальные – перед иконами Господа, Божией Матери и святых.

Канунник

В некоторых случаях – на пасхальной службе, на панихиде во время соборования свечи держат в руках.

Соборование в храме

В отличие от поминальных записок, в которые вносятся имена только крещёных людей, свечу можно ставить как о членах Церкви, так и за некрещёных людей.

Важно помнить, что любой обычай, существующий в православном храме, несёт в себе богословский смысл, поэтому главное – вникнуть в него, а не просто совершить ритуал.


Source: https://lib.zaplata.ru/pravoslav/simvolika-sveta-v-pravoslavnom-bogoslyjenii.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Алтарь (Алтарное пространство)

Алтарь (Алтарное пространство) в православном христианстве представляет собой главную часть православного храма, наделенную особым сакральным смыслом и пользующуюся...

Дмитриевская родительская суббота

Дмитриевская родительская суббота – это особенный день в православной традиции, который приходится на ближайшую субботу перед днем памяти...

Цвета облачения священников

Люди, часто посещающие храм, заметили наверняка, что священники всегда служат в облачениях различного цвета. Почему такое бывает, и...

Разрешает ли православная вера носить открытую одежду

В современном обществе вопрос о ношении открытой одежды становится все более актуальным. Мода и культурные тенденции предлагают разнообразные...

Ектения

Ектения, ключевой элемент православного богослужения, представляет собой серию молитвенных призывов, на которые собрание верующих отвечает общим «Господи, помилуй»...

Агиасма

Агиасма, известная также как священная вода в православной традиции, является важным символом очищения, благословения и благодати. Этот термин...

Вспоминая Страстную неделю: путь Христа от Иерусалима до Воскресения

Страстная неделя – это самое трогательное и значимое время в христианском календаре, особенно в Православной Церкви. Она представляет...

Богословие

Богословие – не просто академическая дисциплина, это исследование Божественного, путь к пониманию Бога, его отношения к миру и...

Как происходит венчание в Православной Церкви

Венчание в Православной церкви является одним из самых значимых и торжественных моментов в жизни верующих. Этот обряд, который...

Артос

Светлый праздник Воскресения Христова всегда связан у верующих с особым освященным хлебом, который называется артосом. Что же значит...

Московское барокко

Московское барокко (Нарышкинский стиль, Нарышкинское барокко) – знаменитый стиль русской православной архитектуры, зародившийся в Русском царстве в последние...

Паломничество

Паломничество – это путешествие верующих по святым местам. В переводе с латинского слово означает «пальма» — ветвь. Те...

Великий пост: смысл, правила и духовное значение

Великий пост – особенный период в жизни каждого православного христианина, предваряющий светлый праздник Пасхи – Воскресение Христово. Это...

Крестное знамение

В настоящее время все православные, посещающие храм регулярно, знают, что такое крестное знамение, и как его совершать. Но...

Тайная вечеря

Словосочетание «Тайная вечеря» слышал каждый хоть раз в жизни. Но что оно означает, знают не все. Содержание Что...

Общественная молитва

Общественная молитва совершается группой верующих за богослужениями в храме и за его пределами — во время крестных ходов...

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Прошлый век яростной грозой прогремел над русским православием, желая уничтожить его и стереть с лица земли. Но народ...

Прощеное воскресенье

Последний день сырной седмицы называется «Прощеное воскресенье». Праздник имеет и другое название – Воспоминание Адамова изгнания. В самый...

Рай и ад

Сегодня мы с вами поговорим о рае и аде, и о толковании этих понятий святыми отцами Церкви. Изучение...

Смоленская архитектурная школа

Смоленская архитектурная школа – особое направление в древнерусской православной архитектуре, имевшее большое распространение в Смоленской и Полоцкой землях....