Интересное

Седмица 6-я Великого поста: неделя Ваий

Шестая неделя Великого поста завершает Святую Четыредесятницу, пост, установленный в честь крестных мук Господних и Его грядущего Воскресения. Лазарева суббота и Вербное воскресение предваряют Страстную неделю.

Неделю Ваий Церковь посвящает Входу Господа в Иерусалим. Этот праздник называют также Неделей цветоносной или Вербным воскресеньем за установившийся обычай освящать в этот день веточки вербы вместо пальмовых ветвей, которыми Иисуса Христа встречали иудеи, восхищенные чудом воскрешения Лазаря четверодневного.

Содержание
  1. Начало празднования
  2. Лазарева суббота
  3. Вербное воскресенье

Начало празднования

Вход Господень описывают все евангелисты, первое упоминание о празднике встречается в трудах епископа Патарского, святителя Мефодия, и относится к 3 веку. По свидетельству святого Епифания Кипрского, уже в 4-м веке празднование Входа Господня проходило торжественно. Многие святые отцы 4-го века оставили поучения на праздник. Нынешние праздничные песнопения были составлены в 7-9 веках преподобными отцами — Андреем Критским, Космой Маиумским, Иоанном Дамаскиным, Феодором и Иосифом Студитами, а также византийскими императорами Львом Философом, Феофаном и Никифором Ксанфопулом.   

Вход Господень в Иерусалим относится к самым большим, двунадесятым, праздникам в богослужебном кругу. В отличие от других двунадесятых праздников, Вход Господень в Иерусалим не имеет предпразднства и попразднства по причине поста. Однако на всех богослужениях шестой седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях упоминаются события праздника.

Пятница шестой седмицы завершает святую Четыредесятницу. В этот день служится литургия Преждеосвященных даров, соединенная с вечерней. Вечером в пятницу совершают великое повечерие.

Лазарева суббота

В субботу Цветоносной недели Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря как доказательство Божественной силы Иисуса Христа. Об этом событии рассказывает святой евангелист Иоанн. Лазарь болел, и присылали Господу сказать об этом, но Иисус не спешил в Вифанию. Даже когда пришло известие о смерти Лазаря, Господь не сразу пошел в дом друга, где оставались скорбящие сестры покойного.

Удивительно промедление Господа, ведь Он любил Лазаря и евангелист свидетельствует, что Христос прослезился, когда услышал скорбную весть. Своим ученикам Господь сказал “И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали”.

Таким образом, Господь показывает апостолам свою Божественную силу, удостоверяет в будущем воскресении мертвых и пророчески изображает свое Распятие, смерть и Воскресение.

Богослужение Лазаревой субботы совершенно особенное, и своим устроением не напоминает ни один другой день. В пятницу шестой седмицы положена Литургия Преждеосвященных даров, соединенная с вечерней, и это является началом богослужебного дня Лазаревой субботы. Начиная с этого дня, до понедельника Фоминой недели не упоминают память святых, и богослужение осуществляется по Триоди. Однако праздник Благовещения относится к исключениям, его непременно празднуют независимо от дня, на который он приходится, будь то на Страстной или Светлой седмице. 

Лазарева суббота и Вербное воскресенье имеют общий тропарь. На субботу переносятся некоторые составляющие богослужения, которые не совершаются в Цветоносную неделю, так как это двунадесятый Господский праздник.

На утрене Лазаревой субботы поются моления, которые в обычном порядке звучат лишь в воскресный день — после 17-й кафизмы поются Непорочны, после чтения Евангелия — Воскресение Христово видевше. Кроме того, после канона возглашают “Свят Господь Бог”, стихиры на хвалитех поставляются, как в воскресный день, на 8, и поется Богородичен воскресного дня “Преблагословенна еси, Богородице Дево”.

Воскресные богослужебные тексты в Лазареву субботу призваны раскрыть смысл и содержание события воскрешения Лазаря. Лазарева суббота провозвещает верным Православной Церкви будущую радость Пасхи. Ексапостиларий Лазаревой субботы содержит слова апостола Павла “Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа?” Этими словами объединяется Лазарева суббота с Пасхой, когда читается Огласительное слово на Пасху Иоанна Златоуста “Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!”

В Лазареву субботу совершается литургия Иоанна Златоуста с пением “Елицы во Христа крестистеся” вместо Трисвятого.

Вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим называют Вербным воскресением, или Неделей Ваий, из-за обычая освящать вербу на утрени праздника.

Ветви вербы являются символом пальмовых ветвей, с которыми встречали Господа жители Иерусалима, как Царя и Мессию.

Чудо о воскрешении Лазаря мгновенно разнеслось среди иудеев. Радости их не было границ. Еще бы — такой всемогущий, нужно сделать Его царем. Однако смиренный Господь хотел иудеям другого царства — Небесного Отечества.

Особенностью богослужения Вербного воскресения есть то, что собственно воскресенье в этот день не празднуется, оно как бы перенесено на Лазареву субботу. Вербное воскресение имеет 2 тропаря — один общий с Лазаревой субботой, и второй — “Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в Вышних, благословен грядый во имя Господне”. В этом тропаре заключен таинственный смысл жизни христианина: крестится, и крещением своим вместе с Господом умереть, чтобы удостоиться затем Воскресения вместе с Христом. На службе 7 раз повторяется стихира, возглашающая “Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен грядый во Имя Господне, осанна в Вышних”. Такое постоянство свидетельствует о важности этого текста.

Служба Вербного воскресения бденная, на великой вечерне читаются паремии, совершается лития, а на утрене — полиелей и праздничное окончание.

По 50-м псалме после чтения Евангелия освящается верба, — ваии. Затем служба продолжается, и верующие, подобно еврейским детям, встречают Господа, входящего во Иерусалим.

Литургия в этот день служится по чину Иоанна Златоуста, на ней звучат праздничные антифоны, входной стих, поется задостойник и произносится праздничный отпуст. Ради праздника пост послабляется, разрешена два раза в день рыба.

Евангелие дня. Библейские чтения. Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)


Source: https://oaoo.ru/pravoslav/sedmica-6-ia-velikogo-posta-nedelia-vaii.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Молитвы и их значение в православной жизни

Молитва в православии воспринимается не просто как обряд или формальность, а как живое общение души человека с Богом....

Что делать, если вы опоздали на службу?

Опоздание на богослужение – ситуация, с которой может столкнуться каждый верующий. В современном мире, полном суеты и множества...

Можно ли спать детям во время богослужения

В православной традиции семья играет основополагающую роль в воспитании детей и передаче им веры и духовных ценностей. Одним...

Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)

Вербное воскресенье, также известное как Вход Господень в Иерусалим, является важной вехой в христианском календаре, предваряющей начало Страстной...

Звук в православном храме

Пространство православного храма наполнено звуками, которые распространяются по-особенному: в старинных соборах каждый шаг отдается эхом, а песнопения как...

Личная молитва Пресвятой Богородице

Молитвы могут быть общими, когда мы молимся все вместе в храме, и личными, то есть когда мы один...

Седмица третья Великого поста

Седмица третья Великого поста посвящена крестным страданиям Господа нашего Иисуса Христа. В субботу третьей седмицы совершается поминовение усопших,...

Радоница

Радоница, известная также как День поминовения усопших, занимает особое место в сердцах и календаре православных христиан. Этот день,...

Как выбрать икону на венчание

В современном мире иконы занимают особое место в сердцах верующих людей. Это не просто предметы искусства или украшения...

Православная свадьба: традиции и обычаи

Свадьба является одним из важнейших событий в жизни человека. В православной традиции свадьба считается святым и благословенным событием,...

Почему важно посещать Всенощные бдения

Эту торжественную церковную службу называют так потому, что в первые века она начиналась вечером, длилась всю ночь и...

Русское православное церковное песнопение

Русское православное песнопение – не просто музыкальное искусство, это духовное наследие, которое передается из поколения в поколение; оно...

Таинство хиротонии

Одно из семи Таинств церковных, в котором дается Божественная Благодать на важное служение людям через священство. Оно совершается...

Русский ампир в православной архитектуре

Русский ампир (Поздний классицизм) – художественно-декоративный стиль, имевший умеренное распространение в русской светской и православной архитектуре в период...

Почему Вход Господень в Иерусалим в русской традиции стали называть Вербным воскресеньем

Вербное воскресенье – один из важнейших Господских праздников в календаре православных христиан, который выпадает на шестое воскресенье поста....

Введение во храм Пресвятой Богородицы

В конце первой недели рождественского поста, Церковь вспоминает Введение во Храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Это двунадесятый...

Голосники в русском храмовом зодчестве

Каждый, кто бывал в старинных церквях, замечал, что звуки в них распространяются не совсем обычно. Храмовая акустика не...

Живая Церковь: устройство и жизнь православного прихода

В православном контексте понятие «приход» имеет глубокий духовный и социальный смысл. Приход – это не просто территориальное объединение...

Неделя о мытаре и фарисее

Великий пост – особое событие для каждого христианина. Это очень строгий и длинный пост, который длится 40 дней....

Святые, иже во Евгении

Каждый день Церковь вспоминает различных святых. День памяти святого связан обычно с его преставлением или перенесением мощей. 7...