Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Седмица 6-я Великого поста: неделя Ваий

Шестая неделя Великого поста завершает Святую Четыредесятницу, пост, установленный в честь крестных мук Господних и Его грядущего Воскресения. Лазарева суббота и Вербное воскресение предваряют Страстную неделю.

Неделю Ваий Церковь посвящает Входу Господа в Иерусалим. Этот праздник называют также Неделей цветоносной или Вербным воскресеньем за установившийся обычай освящать в этот день веточки вербы вместо пальмовых ветвей, которыми Иисуса Христа встречали иудеи, восхищенные чудом воскрешения Лазаря четверодневного.

Содержание
  1. Начало празднования
  2. Лазарева суббота
  3. Вербное воскресенье

Начало празднования

Вход Господень описывают все евангелисты, первое упоминание о празднике встречается в трудах епископа Патарского, святителя Мефодия, и относится к 3 веку. По свидетельству святого Епифания Кипрского, уже в 4-м веке празднование Входа Господня проходило торжественно. Многие святые отцы 4-го века оставили поучения на праздник. Нынешние праздничные песнопения были составлены в 7-9 веках преподобными отцами — Андреем Критским, Космой Маиумским, Иоанном Дамаскиным, Феодором и Иосифом Студитами, а также византийскими императорами Львом Философом, Феофаном и Никифором Ксанфопулом.   

Вход Господень в Иерусалим относится к самым большим, двунадесятым, праздникам в богослужебном кругу. В отличие от других двунадесятых праздников, Вход Господень в Иерусалим не имеет предпразднства и попразднства по причине поста. Однако на всех богослужениях шестой седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях упоминаются события праздника.

Пятница шестой седмицы завершает святую Четыредесятницу. В этот день служится литургия Преждеосвященных даров, соединенная с вечерней. Вечером в пятницу совершают великое повечерие.

Лазарева суббота

В субботу Цветоносной недели Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря как доказательство Божественной силы Иисуса Христа. Об этом событии рассказывает святой евангелист Иоанн. Лазарь болел, и присылали Господу сказать об этом, но Иисус не спешил в Вифанию. Даже когда пришло известие о смерти Лазаря, Господь не сразу пошел в дом друга, где оставались скорбящие сестры покойного.

Удивительно промедление Господа, ведь Он любил Лазаря и евангелист свидетельствует, что Христос прослезился, когда услышал скорбную весть. Своим ученикам Господь сказал “И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали”.

Таким образом, Господь показывает апостолам свою Божественную силу, удостоверяет в будущем воскресении мертвых и пророчески изображает свое Распятие, смерть и Воскресение.

Богослужение Лазаревой субботы совершенно особенное, и своим устроением не напоминает ни один другой день. В пятницу шестой седмицы положена Литургия Преждеосвященных даров, соединенная с вечерней, и это является началом богослужебного дня Лазаревой субботы. Начиная с этого дня, до понедельника Фоминой недели не упоминают память святых, и богослужение осуществляется по Триоди. Однако праздник Благовещения относится к исключениям, его непременно празднуют независимо от дня, на который он приходится, будь то на Страстной или Светлой седмице. 

Лазарева суббота и Вербное воскресенье имеют общий тропарь. На субботу переносятся некоторые составляющие богослужения, которые не совершаются в Цветоносную неделю, так как это двунадесятый Господский праздник.

На утрене Лазаревой субботы поются моления, которые в обычном порядке звучат лишь в воскресный день — после 17-й кафизмы поются Непорочны, после чтения Евангелия — Воскресение Христово видевше. Кроме того, после канона возглашают “Свят Господь Бог”, стихиры на хвалитех поставляются, как в воскресный день, на 8, и поется Богородичен воскресного дня “Преблагословенна еси, Богородице Дево”.

Воскресные богослужебные тексты в Лазареву субботу призваны раскрыть смысл и содержание события воскрешения Лазаря. Лазарева суббота провозвещает верным Православной Церкви будущую радость Пасхи. Ексапостиларий Лазаревой субботы содержит слова апостола Павла “Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа?” Этими словами объединяется Лазарева суббота с Пасхой, когда читается Огласительное слово на Пасху Иоанна Златоуста “Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!”

В Лазареву субботу совершается литургия Иоанна Златоуста с пением “Елицы во Христа крестистеся” вместо Трисвятого.

Вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим называют Вербным воскресением, или Неделей Ваий, из-за обычая освящать вербу на утрени праздника.

Ветви вербы являются символом пальмовых ветвей, с которыми встречали Господа жители Иерусалима, как Царя и Мессию.

Чудо о воскрешении Лазаря мгновенно разнеслось среди иудеев. Радости их не было границ. Еще бы — такой всемогущий, нужно сделать Его царем. Однако смиренный Господь хотел иудеям другого царства — Небесного Отечества.

Особенностью богослужения Вербного воскресения есть то, что собственно воскресенье в этот день не празднуется, оно как бы перенесено на Лазареву субботу. Вербное воскресение имеет 2 тропаря — один общий с Лазаревой субботой, и второй — “Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в Вышних, благословен грядый во имя Господне”. В этом тропаре заключен таинственный смысл жизни христианина: крестится, и крещением своим вместе с Господом умереть, чтобы удостоиться затем Воскресения вместе с Христом. На службе 7 раз повторяется стихира, возглашающая “Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен грядый во Имя Господне, осанна в Вышних”. Такое постоянство свидетельствует о важности этого текста.

Служба Вербного воскресения бденная, на великой вечерне читаются паремии, совершается лития, а на утрене — полиелей и праздничное окончание.

По 50-м псалме после чтения Евангелия освящается верба, — ваии. Затем служба продолжается, и верующие, подобно еврейским детям, встречают Господа, входящего во Иерусалим.

Литургия в этот день служится по чину Иоанна Златоуста, на ней звучат праздничные антифоны, входной стих, поется задостойник и произносится праздничный отпуст. Ради праздника пост послабляется, разрешена два раза в день рыба.

Евангелие дня. Библейские чтения. Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)


Source: https://lib.zaplata.ru/p/sedmica-6-ia-velikogo-posta-nedelia-vaii.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Что делать, если вы опоздали на службу?

Опоздание на богослужение – ситуация, с которой может столкнуться каждый верующий. В современном мире, полном суеты и множества...

Неделя о блудном сыне

Церковь, как любящая мать, заботится о своих чадах и предлагает им задолго подготовиться к посту, самому длинному и...

Неделя мясопустная

Предпоследняя неделя из четырех подготовительных недель к Великому посту. После нее следует сыропустная седмица или Масленица. Она заканчивается...

Викарий

Термин «викарий» происходит от латинского слова «vicarius», что означает «заместитель» или «представитель». Это слово указывает на лицо, исполняющее...

Крестный ход

Крестный ход – это значимое религиозное действие в православной традиции, во время которого верующие, объединенные общей целью, проходят...

Тайная вечеря

Словосочетание «Тайная вечеря» слышал каждый хоть раз в жизни. Но что оно означает, знают не все. Содержание Что...

Личная молитва Пресвятой Богородице

Молитвы могут быть общими, когда мы молимся все вместе в храме, и личными, то есть когда мы один...

Великий пост

Великий пост для верующих христиан — время обновления, духовная весна. Это время подвига, усиленной работы над душой. О...

Может ли кошка находиться в храме?

Животные всегда были частью человеческой жизни, будучи и друзьями, и помощниками в повседневных заботах. Отношение к ним в...

Правила поведения во время Исповеди

Исповедь – это Таинство Покаяния (стремление к изменению своей души), при котором получают невидимое очищение от грехов Самим...

Семь чудес России

  Что вы знаете о семи чудесах России? В 2008 году несколько российских СМИ, а именно телеканал «Россия»,...

Арианство

Арианство – это доктрина, возникшая в IV веке, основанная на учениях Ария, александрийского священника. Основной аспект арианства –...

Иже под колоколы – тип православного храма

Иже под колоколы или Подколокольный храм – архитектурный тип православного храма, обладающий собственными уникальными традициями и особенностями. Главная...

Как вести себя при отпевании усопшего?

Отпевание усопшего является одним из ключевых ритуалов в православной традиции, символизируя прощание с ушедшим человеком и молитвенное обращение...

Акростих

Акростих (άκρος – крайний, στίχος – стих) – это вид текстовой композиции, чаще всего применяемый в поэзии, где...

Таинство крещения

Самое первое Таинство, с которым человек встречается, обратившись в православную веру, это – Крещение. После участия в нем,...

Праздники Православной Церкви

Православная Церковь богата духовными традициями и праздниками, которые отражают глубокие верования и ценности верующих. Эти праздники и традиции...

Рождество Пресвятой Богородицы

В сентябре Православная Церковь отмечает сразу два двунадесятых праздника: Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Честного Креста Господня. Рождество...

Молитва о здравии

Молитва о здравии занимает важное место в практике православного христианства. Это не просто формулировка или ритуал, но глубокое...

Алтарь

Алтарь (от лат. alta и ara – возвышенный жертвенник) в христианстве, особенно в православной традиции, имеет глубокую историю....